Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Госзакупки в строительстве: растут цена квалификации и мера ответственности

Строительный контроль и разграничение опыта, нормативные регулировки, которые упростили жизнь отрасли
Госзакупки в строительстве: растут цена квалификации и мера ответственности
Теги: #44-ФЗ #предквалификация #Строительство

Несмотря на кризис и санкции стройка является одной из «вечнозеленых» отраслей национальной экономики, где продолжается активный рост. 

  • Согласно данным аналитики Контур Торгов за второй квартал 2022 года, в строительной сфере произошел подъем — сумма размещенных закупок выросла на 31,6% и составила 1 791 млрд рублей. Государственные и муниципальные предприятия стали больше вкладывать в строительство объектов и сооружений.

Закупочное законодательство также стало значительно удобнее для строителей. Благодаря обратной связи удалось исправить несколько нормативных изъянов, которые препятствовали работе.

После вала жалоб в прошлом году, от подрядчиков Минстрою удалось разрулить ситуацию в сфере строительного контроля. Одной из проблем был выход на эти задачи компаний, не соответствующих объемам и сложности исполняемого контракта.

Строительный контроль, как правило, закупается дополнительно на конкурентном рынке. Условно говоря, может быть миллиардная закупка на строительство объекта и закупка работ по строительному контролю на сто миллионов. Отсутствие предквалификации создавало неизбежные сложности. В прошлом году было выпущено письмо Минстроя (от 12 февраля 2021 г. N 5265-ТБ/02), которое привело подконтрольную и контролирующую стороны в сопоставимый масштаб задач. Для компаний, имеющих намерение выполнять по договору строительный контроль, была введена обязанность членства в саморегулируемой организации соответствующего уровня.

Удалось отсечь тех, кто вчера строил дачные коттеджи от строительного контроля по объектам капстроительства с миллиардной капитализацией (аэропорты, мостовые сооружения).

Напряжение снято, однако, в идеологическом плане проблема строительного контроля до сих пор не решена. Она лежит значительно глубже: это вопрос об ответственности подрядчика строительного объекта за допущенные нарушения и несоответствия. С высокой степенью вероятности мы увидим продолжение законодательной коллизии вокруг этой нормы.

Стройконтроль сегодня во многом остается маниловщиной, – дополнительной формальностью, которую вынуждены выполнять подрядчики. Нанимать стороннюю организацию просто ради сверки выполненных работ с проектно-сметной документацией – это довольно расточительное и не совсем оправданное занятие.

Однако, дело в том, что изначально стройконтроль вводился как функция для получения экспертных заключений в случае нарушений какого-либо конструктива. При производстве работ стройконтроль выискивает скрытые нарушения со стороны подрядчика. Заказчик физически не может постоянно находиться на объекте и следить, например, за заливкой бетона, за качеством используемой арматуры, соблюдением технологических операций… Часть ответственности предполагалось перенести на организацию, осуществлявшую стройконтроль. Если новостройку перекосило, и она пришла в аварийное состояние, то отвечает не только подрядчик, но и профессиональный проверяющий. Если мост рухнул в реку под первым же большегрузом…  Однако построить адекватную систему ответственности пока не получилось,

– Пока не будет выстроена система ответственности внутри СРО, которое выдает допуски к строительству и пока не наладится страховая часть возмещения убытков в случае выявления нарушений, то вопрос вокруг основной функции стройконтроля не решится, – считает председатель Правления Ассоциации комплаенс-менеджеров Владимир Соловьев.    

Важно! С 1 сентября текущего года в стране появится Единый реестр саморегулируемых организаций строительной отрасли. Это также добавит ясности в работе отрасли.

Разграничение опыта для предквалификации

В строительстве фиксировалось большое количество нарушений, связанных с разграничением опыта потенциальных исполнителей контракта в предквалификации.

ФАС России ввел различение строительного опыта, сузив предмет оценки, теперь, например, в закупках на дорожное строительство, ремонт и обслуживание учитывается только конкретный опыт поставщика на дорогах общего пользования. То же самое касается и других специализаций в строительстве.

Текущей версией законодательства выделяется пять объектов капитального строительства. И если по какому-либо из этих типов закупаются строительно-монтажные работы, то опыт оценивается исключительно по аналогичным объектам.

Важный нюанс: предквалификация распространяется на опыт, который есть у участника за последние пять лет до окончания срока подачи заявок (по 44-ФЗ, 223-ФЗ и по гражданским правовым договорам).

На практике это значит, что, к примеру, на дорожные контракты не смогут выйти компании типа ИП «Домик в деревне», не обладающие реальной квалификацией в дорожной отрасли. Постановлением Правительства (ПП2604) вводится соответствующий порядок оценки.

Изначально в Градостроительном кодексе выделялось 4 вида объектов капстроительства. Однако Минтранс России под давлением профессионального сообщества (после огромного количества жалоб) настоял на том, чтобы дорожное строительство было выделено в отдельную категорию. Теперь на любые закупки по автомобильным дорогам: будь то допуск или оценка устанавливается особое положение. Если закупается строительство дороги, капитальный ремонт дороги или обслуживание, то в порядке предквалификации заказчик оценивает имеющийся у компании опыт лишь по автомобильным дорогам.

Ранее такой опыт можно было показать на линейном объекте, который не являлся автомобильной дорогой.  Это приводило к печальным последствиям, когда дорожные контракты доставались компаниям из области капстроительства, которые не могли качественно выполнить работы или срывали сроки.

Ольга Горбачева, и.о. начальника Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России:

– Заказчику главное не ошибиться с выбором своего типа объекта. Бывает так, что заказчик оценивает объекты капстроя, а у него на самом деле мост, который является технически сложным либо уникальным сооружением.

Некоторые заказчики в регионах также часто не могут правильно определиться с типом объекта капстроя, относящегося или не относящегося к категории объектов культурного наследия. (Существуют региональные и федеральные перечни таких объектов, что приводит к путанице). На объекты такого типа распространяются совсем другие правила.

У квалификации есть границы и критерии 

Введение четких разграничений по предквалификации позволило исключить антиконкурентные злоупотребления со стороны заказчика. Например, когда несколько видов работ включаются в один лот. Теперь заказчик не может устанавливать в извещении две позиции одновременно (например, «уборка» и «техобслуживание инженерных систем»). Также исключен отказ в допуске к участию в закупке по основаниям, которые не предусмотрены постановлением Правительства № 2571. Были случаи, когда заказчик отказывал не только на основании тех документов, которые есть в составе заявки, а на основании документов, которые участник априори и не должен был включать в состав заявки (допустим, бухгалтерской отчетности).

Нарушения в части неправильной трактовки строительного опыта также возможны и со стороны оператора электронной площадки. Не смотря на то, что оператор является промежуточным субъектом контроля, из-за его самодеятельности на закупку может никто не прийти. К примеру, если оператор не аккредитовал участника в результате неправильной трактовки имеющегося  опыта. Есть случаи, когда площадка не квалифицирует наличие опыта по каждому виду работ отдельно. Либо, наоборот, не глядя аккредитовать участника, у которого не имеется достаточного опыта, не сверяясь с данными ЕИС (на основе гражданско-правового договора).

Автор: Андрей Троянский

31 августа 2022, 13:06
547
Теги: #44-ФЗ #предквалификация #Строительство

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.