Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Год непростой – но мы выработали массу полезных механизмов для закупочной системы и для экономики России»

Лидия Никифорова подвела итоги работы Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам в 2022 году
«Год непростой – но мы выработали массу полезных механизмов для закупочной системы и для экономики России»
Теги: #Гильдия #Регионы

Итоговое заседание Экспертного совета Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам состоялось несколько дней назад в стенах Государственной Думы.

– Основное внимание мы уделили работе над правоприменительной практикой 360-ФЗ, –рассказала председатель Правления Гильдии Лидия Никифорова. – Закупочное законодательство претерпело большие изменения. В реформе закона все стремились к упрощению и мобильности процедур. Вместе с тем, важно было не потерять все то ценное и полезное, что сложилось в нормативной практике за долгие годы. Добавились новые проблемы, связанные с режимом санкций.

За 2022 год экспертами организации проведена полная экспертиза всех изменений в законодательстве по 44-ФЗ и по 223-ФЗ (многие регионы стали работать по корпоративному закону).

Регионами за год подано 126 предложений по совершенствованию нормативной базы. Каждое из них проходило обсуждение. При этом полную поддержку Экспертного совета Гильдии получили только 38.

– По ряду вопросов, которые оказались для нас наиболее сложными, мы проводили дополнительные опросы регионов, – пояснила Лидия Никифорова.  – Только после этого приходили к взвешенному заключению Экспертного совета.

Всего проведено 11 экспертных советов 2 из них в очном формате, – остальные (в силу действовавших ковидных органичений – в формате онлайн на площадке БФТ).

Предложения регионов по совершенствованию нормативов закупочной системы

Наиболее острые предложения регионов касались следующих проблем: закупка сложного медицинского оборудования; использование КТРУ; достижение минимальной доли закупок российских товаров в рамках квотирования; особенности определения НМЦК. Отдельный блок предложений касается функционала электронного актирования. Региональные заказчики предлагают его доработать: для строительной отрасли, для поставки лекарственных препаратов, медицинского оборудования…

  • Необходимо совершенствовать практику совместных закупок. У регионов возникли сложности в определении цены контракта для каждого отдельно взятого заказчика; в частичной приемке и оплате фактически выполненных работ, если эти работы сгруппированы в комплекс.
  • Экспертный совет Гильдии предлагает включить в КТРУ в числе обязательных показателей характеристики медицинского оборудования в соответствии с ГОСТ.
  • При реализации национального режима в закупках, при осуществлении закупок в рамках строительных работ – в Гильдии считают, что не следует применять в отдельных случаях ограничения, установленные подзаконными актами. Есть конкретные примеры, когда это приводит к худшему результату.
  • Необходимо установить правовые основания отказа от заключения контракта с победителем в случае предоставления недостоверных сведений о товаре. Зачастую, заказчик понимает, что победитель не сможет выполнить контракт, получив недостоверные сведения. Однако у заказчика нет правовых оснований для того, чтобы с таким победителем контракт не заключить. Они нужны, чтобы избежать случаев, когда подрядчик сам не понимает, зачем он выиграл конкурс.
  • Необходимо обязать участника закупки предоставлять декларацию с указанием реестровой записи из реестра российского программного обеспечения.
  • При выборе поставщика в отрасли энергосервисных контрактов – предлагается поменять методику расчета (в которой приоритеным показателем будет не НМЦК, а экономия).
  • Декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательтсва должна предоставляться программно-аппаратным средством электронной площадки. В Гильдии считают, что не нужно перегружать этим функционалом аукционную комиссию. Нужно стремиться сократить количество проверяемых комиссией документов.
  • Необходимо дополнить перечень закупок у единственного поставщика – закупками, проводимыми органами социального обслуживания для оказания срочных социальных услуг.
  • Необходимо увеличить сумму контракта при проведении закупок у субъектов малого предпринимательства с 20 до 50 млн рублей.
  • Необходимо предусмотреть в КОАП штраф на участника закупки, в случае, если он предоставляет недостоверную информацию. Этот фактор действительно негативно влияет на качество исполнения контракта, тормозит конкуренцию, – но дисциплинарной формы профилактики таких случаев не существует.
  • В Гильдии предлагают временно отступить от новых требований 360-ФЗ в части двухдневных сроков рассмотрения заявок. Ни одна аукционная конкурсная комиссия не стремится затянуть эти сроки, но расходы бюджета требуют определенной гибкости. В ряде случаев двух дней категорически недостаточно – от этого страдает качество заключенного контракта. Необходимо этот срок увеличить хотя бы до трех дней, считают в Гильдии.
  • Необходимо включить в перечень закупок у единственного поставщика – закупки в целях проведения регионом мобилизационных мероприятий. Субъекты РФ испытывают большие сложности с этим процессом. Закупки такого рода требуется проводить оперативно, при этом предъявляются повышенные требования к качеству поставляемой продукции. Обеспечить эти два условия в рамках действующей нормативной базы крайне непросто.

Работа над Поручением Заместителя председателя Правительства по итогам Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»

Гильдия участвовала в реализации традиционного Поручения заместителя председателя Правительства РФ по итогам XVII Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ». В 2022 году соисполнителями Поручения вице-премьера, помимо Минфина, Казначейства, Федеральной антимонопольной службы и других государственных ведомств были назначены также общественные организации. Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам в их числе. Минпроторгу России поручалось совместно с Гильдией и Экспертным советом ГД по конкуренции подготовить предложения по соверешенствованию ГИСП (Государственной информационной системы промышленности).

– Мы предварительно провели опрос по регионам. Провели обсуждение выявленных проблем. Помимо этого, на основе трех регионов: Республики Башкортостан, Самарской области, Московской области, были подготовлены предложения по алгоритму и по методике заключения офсетных контрактов. Для нас это было очень полезно. Все регионы заинтересовались темой и практикой офсетной контрактации.

Рейтинг закупочных систем и лучшие практики регионов

В Гильдии на постоянной основе, начиная с 2016 года, ведется Рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем регионов. Доверие субъектов к этому документу с каждым годом растет. Работа по подготовке рейтинга очень большая и сложная, но не бесполезная.  Приоритетная цель Рейтинга вовсе не в том, чтобы показать место региона. Рейтинг это своеобразный маяк с динамическими показателями качества закупочных механизмов, с критериями их совершенствования. Методика и алгоритмы расчета Рейтинга также не стоят на месте их постоянно совершенствуют.

– В ряде регионов я столкнулась с тем, что отдельному сотруднику вменяется обязанность изучения тех вопросов, которые играют роль в алгоритме расчета показателей Рейтинга, – отметила Лидия Никифорова. – Важно, что полезными выкладками Рейтинга они пользуются в своей работе. Для них это индикатор, на который можно ориентироваться, чтобы улучшать и развивать свою закупочную деятельность.

Крупные муниципалитеты проявляют интерес к работе в Гильдии – это перспективная тенденция.  За 2021 финансовый год в работе Экспертного совета Гильдии приняло участие 53 региона (по закупкам для государственных нужд). По закупкам для муниципальных нужд – 41 регион. И, в общей сложности 1136 муниципальных образований. Сейчас в Гильдии работают над рейтингом по итогам 2022 финансового года.

Еще одной основополагающей функцией Гильдии – является выявление и верификация передовых закупочных практик регионов. Эта работа также ведется на системной регулярной основе. За пять лет кропотливой работы на этом направлении мы сформировали библиотеку таких механизмов. Существует стандартизированный научный формат к оформлению эффективных практик, который позволяет быстро выделить функциональную суть механизма, его правовую основу, его положительные эффекты для экономики. Это позволяет другим регионам оперативно интерпретировать лучшую практику на свой регион и взять ее на вооружение. Их берут из нашей библиотеки и внедряют в сторонних закупочных системах. Это лучшее доказательство эффективности нашей работы. Лучшие практики для включения в библиотеку, в обязательном порядке рассматриваются на Экспертном совете Гильдии.

В этом году в библиотеку Гильдии внесено 9 практик. Они уже опубликованы на сайте организации в соответствующем разделе.

Автор: Артур Королев

29 декабря 2022, 17:37
386
Теги: #Гильдия #Регионы
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.