Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Доля «кесаря» в оборонном комплексе

Диверсификация отправит на рынок «результаты интеллектуальной деятельности»
Доля «кесаря» в оборонном комплексе
Теги: #ОПК

Для переориентации военных заводов на гражданский рынок требуется гарантированная доля государственного заказа, защита внутреннего сбыта от иностранных конкурентов, а также доступный кредит и целевые программы субсидирования наукоемких производств, которые дадут предприятиям оборотные средства на перестройку конвейера. Над этой задачей в данный момент работают в Правительстве РФ. Без ее решения рассуждать о перспективах диверсификации – совершенное безумие. Если же блоку вице-премьера Юрия Борисова удастся осуществить задуманное, проведя поправки о квотировании закупок, то следующим препятствием на пути диверсификации ОПК станут юридические противоречия.

Потребуется, не нарушая эффективных элементов государственного планирования встроить оборонные предприятия в рынок. Маленькое экономическое чудо в рамках большой военно-промышленной империи. Необходимо будет выделить из области ГОЗ ту продукцию и те производственные процессы, которые можно «продавать» в режиме свободной конкуренции, дав возможность военным концернам оформить на них право интеллектуальной собственности. Для выпуска гражданской продукции нужна техническая документация, а она в подавляющем большинстве предприятиям ОПК не принадлежит. Отдельный вопрос – защита этой интеллектуальной собственности.

«По закону все результаты интеллектуальной деятельности, достигнутые в процессе НИОКР при исполнении ГОЗ, включая патенты на изобретения и техническую документацию, принадлежат государству в лице Минобороны. Странно было бы предполагать, что может быть как-то по-другому. В парадигме ГОЗ – это более чем логично: государство выделяет деньги, оплачивает вашу работу, получает ее результат. Так и должно быть. Но тогда о какой диверсификации можно говорить, тем более в установленные президентом сроки – 50% гражданской продукции к 2030 году?» – ставит проблему в недавнем выпуске журнал «Новый оборонный заказ».

При этом  предприятиям-исполнителям ГОЗ вменяется в вину их нежелание диверсифицироваться. Дескать, они спелись с единственным заказчиком  (в лице Минобороны)  и стремятся продолжать работать по старинке.

«Напротив, у предприятий, чьи экономические интересы Минобороны удовлетворять больше не сможет, интересы с ключевым заказчиком расходятся, в первую очередь – в части распределения РИД (результаты интеллектуальной деятельности)», – отмечает «Новый оборонный заказ». Это «инновационные»(!) компании и корпорации, которые хотят двигаться вперед на гражданский рынок, и даже проводят маркетинговые исследования, чтобы туда выйти.

Издание блестяще формулирует ключевую проблему диверсификации в РФ:

«ОПК и гражданский рынок существуют в разных, буквально несовместимых и юридических, и экономических парадигмах». Это действительно идеологический камень преткновения для оборонного комплекса, который поставлен перед  дилеммой.

Однако это отнюдь не значит, что те, кто стремится остаться «в доле» с государством, мыслят архаично:  отказываются от инноваций или от экономического прогресса. Возможно, все как раз наоборот!

Именно рыночные механизмы и рыночная логика построения производственных процессов являются деградационными для ОПК. Эта деградация имеет конкретные проявления, на которые невозможно закрывать глаза. Она выражается в оптимизации расходов на НИОКР, в ликвидации опытных производств или в сокращении до минимума их финансирования при переходе на так называемые «рыночные рельсы», в девальвации института главных и генеральных конструкторов при смене формы собственника (переход из унитарных предприятий в АО). Есть еще масса неразрешимых тонкостей, связанных с себестоимостью и качеством продукции, которое в рыночных условиях определяется нормами прибыли, а не предельными ведомственными стандартами.

Именно логика госзаказа, а не вопросы интеллектуальной собственности являются главной точкой сопротивления. Если предприятия ОПК удастся оставить в парадигме госплана(в переводе на русский: если они получат закупочные квоты на поставку гражданской продукции), то диверсификация будет иметь здравый смысл. В России в таком случае возникнет уникальный прецедент национализации внутреннего рынка с платформами прорывного развития в виде -наукоемких предприятий ОПК, которые могут использоваться для форсированной реиндустриализации страны. Наличие элементов госплана на этом внутреннем рынке является огромным преимуществом. Это значительно сблизит РФ с развитыми экономиками Юго-Восточной Азии.

Вопрос об интеллектуальной собственности при таком сценарии диверсификации является, конечно,  важным, но второстепенным, и решается незначительными поправками в закон.

В частности, в постановлении Правительства РФ от 22 марта 2012 года №233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения». В сущности, в формате законодательства должно произойти такое же распределение областей ответственности на рыночную и «псевдо-рыночную», как и в закупках гражданской продукции. Этот процесс логично назвать разграничением.

Как «разграничить» интеллектуальную собственность

Даже в изделиях военного назначения значительная доля технологии может принадлежать не государству, а оборонному предприятию. Для перехода на гражданские рельсы важно вычислить эту долю. В формате диверсификации некоторые предприятия ОПК уже начали заниматься управлением интеллектуальной собственностью. Все начинается с инвентаризации, которая необходима для заключения лицензионного договора с государственным заказчиком в лице Минобороны, чтобы уменьшить, либо увеличить долю Российской Федерации в общем объеме продукции. Однако инвентаризация позволяет решить и другую задачу – выявить те объекты интеллектуальной собственности, которые принадлежат предприятию ОПК и могут быть в дальнейшем использованы для выхода на гражданский рынок. Далее необходимо обеспечить правовую охрану таких РИД и отразить их в качестве нематериальных активов (патентов), находящихся на балансе предприятия. Благодаря такой стратегии за несколько лет капитализация нематериальных активов концерна «Алмаз-Антей» достигла 5 млрд рублей. Амортизацию включить в себестоимость поставляемой иностранному заказчику продукции.

Наталья Мазур, генеральный директор ООО «ВКО-Интеллект» (входит в холдинг «Алмаз-Антей»:

– В ходе инвентаризации мы выявляем технологии, принадлежащие нам, как производителю. Значит, мы их можем на законных основаниях, без согласования с федеральными органами исполнительной власти в будущем использовать. Мы осуществили декомпозицию изделия или технологической линии, и выявили свободные РИД, которые можно развивать на гражданском рынке. Однако возможности использования «собственных РИД» в рамках конверсионных программ ограничены действующим законодательством. Согласно закону все технические решения и ноу-хау отчуждаются в пользу Российской Федерации. Многие предприятия, входящие в оборонные холдинги не готовы отдавать свои разработки на условиях отчуждения.

Возможно, внесение изменений в Гражданский кодекс и в 233 постановление Правительства РФ позволит предприятиям ОПК получить права интеллектуальной собственности на свой научно-технический задел, относящийся к области гражданского рынка.

Автор: Андрей Троянский

21 мая 2020, 19:48
654
Теги: #ОПК

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.