Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Доказать российское происхождение

Национальные квоты имеют слабое юридическое обоснование, запутанную трактовку и откровенных противников на внутреннем рынке
Доказать российское происхождение
Теги: #Импортозависимость #Импортозамещение

В РФ пока не создан универсальный инструмент идентификации продуктов российского происхождения. Это критически важно для любых отраслей высокого передела: станкостроения, тяжелого машиностроения, микроэлектроники и т.д. , то есть, для тех индустриальных направлений, где сложно разделять сборщиков и реальных производителей. На сверхприбыльных наукоемких рынках давно и прочно доминируют иностранные корпорации, которые “прогибают” в свою пользу контрактную систему России. Процессы импортозамещения буксуют или имеют примитивный имитационный характер.

– Зачастую, мы сталкиваемся с фактами, когда продукция российского происхождения (если вглубь  покопаешь) на половину, в лучшем случае, а то и на все 80%, состоит из комплектующих, сделанных в Китае или Юго-Восточной Азии, – говорит вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Елена Дыбова. – Значит ли это, что мы не можем делать сами? Точно нет.

Азы идентификации

От чего зависит резкость государственного зрения при контроле промышленных закупок? – В первую очередь, это наличие жестких правил, по которым Минпромторг идентифицирует российскую продукцию. Во-вторых, – это глубина детализации (список товаров, которые заявлены приоритетными для развития национальной экономики, должен содержать максимально подробные выкладки до последнего винта).

Сейчас такой каталог товаров формируется на базе ГИСП (Государственной информационной системы промышленности). К сожалению, не известно, сколько времени потребуется для того, чтобы этот каталог превратился в реальную экономическую силу, то есть – силу, способную влиять на закупки госкорпораций.

На основе ГИСП уже функционирует три основных реестра товаров подтвержденного происхождения. Это реестр российской промышленной продукции по Постановлению Правительства 719, реестр российской радиоэлектронной продукции по Постановлению 878 и реестр товаров евразийского происхождения, установленный в рамках Постановления Правительства 616. Многое зависит от удобства пользования этими реестрами и от мотивации самих российских производителей участвовать в их наполнении.

Так, сервис подтверждения происхождения в рамках Постановления 719 с начала 2021 года стал полностью цифровым, предприятия могут подать заявку и подтвердить происхождение в электронном формате. Заявка подается сначала в региональную Торгово-промышленную палату, затем осуществляется камеральная проверка документации, при необходимости выездная проверка. После этого заявка утверждается центральным аппаратом Торгово-промышленной палаты. На выходе получается акт экспертизы или СТ1. Этого документа достаточно, чтобы в цифровом виде через Государственную информационную систему промышленности получить заключение Министерства промышленности и торговли о производстве соответствующей продукции на территории Российской Федерации.

Реестр радиоэлектронной продукции, действующий в рамках Постановления 878, также оцифрован. Подать заявку на включение можно через ГИСП.

Существует сервис запретов на допуск промышленной продукции, происходящей из иностранных государств. На практике это означает, что если заказчик хочет закупить продукцию зарубежного происхождения, которая входит в коды, установленные Постановлением Правительства 616, то он должен получить на это разрешение у Министерства промышленности и торговли. Но есть один нюанс. Минпромторг России, получив заявку, при выдаче этого разрешения ориентируется на каталог продукции ГИСП; проверяется наличие аналогов зарубежной продукции в Российской Федерации, проверяется наличие возможности предприятия выпускать эту продукцию. И только в том случае, если у продукции нет аналогов на территории РФ, Минпромторг выдает разрешение на закупку зарубежной продукции. В остальном случае выдается запрет.

А это значит, что чем активнее российские производители будут регистрироваться в реестрах, тем лучше будут их шансы в государственном заказе. Попав в реестр ГИСП, они тем самым участвуют в формировании запретов на допуск к зарубежной продукции. Зарубежные налоги их продукции не будут допущены на рынок государственного заказа. Тем самым обеспечивается их конкуренция только с отечественными производителями.

Еще один ключевой нюанс – это интеграция каталогов ГИСП и ЕИС (Единой информационной системы закупок). На форуме ГОСЗАКАЗ в марте, сообщалось, что стыковка ГИСП и ЕИС позволит государственным заказчикам автоматически формировать отчеты о выполнении национальных квот.

За этот, на первый взгляд, незначительный технический процесс отвечает Федеральное казначейство. Однако,  с политической точки зрения, это крайне востребованный инструмент, который позволит в реальности, а не на основе филькиных грамот, отслеживать, сколько именно, и какую конкретно российскую продукцию закупают государственные заказчики. Если в поле такого автоматического контроля попадут еще и закупки госкорпораций, то электронный отчет по квотам действительно может стать мощным рычагом импортозамещения и воздействия на внутренний рынок. Тем более, что нормы выполнения национальных квот в перспективе планируют сделать обязательными для заказчиков. Сейчас в рамках квотирования никто никому ничего не должен. То есть, в отчете можно нарисовать любые цифры.

Заместитель директора Департамента бюджетного планирования, государственных программ и национальных проектов Минэкономразвития России Сергей Икрянников:

– Мы поддержали предложение о том, чтобы именно сегмент каталога промышленной продукции вел непосредственно Минпромторг. Считаем, что это системно значимые данные, оператором которых должно быть министерство, чтобы у нас была увязка между реальными  возможностями промышленности и теми государственными закупками, которые осуществляются. Сейчас этого, на самом деле нет. Непонятно, насколько устойчивы характеристики в каталоге. Производителей, мы знаем, это очень сильно беспокоит. Ведь они вкладываются в модернизацию предприятий, при этом окупаемость производства составляет 5-7 лет, нельзя, чтобы характеристики российских продуктов в этой временной перспективе оказывались другими. Нельзя условия бесконечно менять.

Поскреби российское…

По информации Торгово-промышленной палаты, выполняющей миссию  первичной идентификации российских производителей, вычленить отечественное из большой цепочки кооперации действительно непросто. Не обладающий специальными техническими знаниями специалист не в состоянии отличить отверточную сборку от реального производства. Особенно, когда часть операций отдается на аутсорс. Поэтому процесс подтверждения зачастую замедляется на федеральном уровне и может длиться месяцами. В случаях со смешанными типами производств, где обильно используются зарубежные комплектующие, целесообразно использовать балльную систему, уже применяемую в автопроме и судостроении. Это заставит заказчиков постепенно отказаться от порочной договорной практики работы с иностранными поставщиками, которая во многих отраслях сложилась годами.

Новые инструменты национального режима в закупках направлены на то, чтобы разорвать эти порочные связи, и внедрить продукцию российских производителей хотя бы на те позиции, где ее отсутствие является вопиющей несправедливостью.

По данным Федеральной антимонопольной службы, нередки случаи предоставления недостоверных сведений о стране происходждения товара. Одним из распространенных средств ущемления прав российских производителей является описание объекта закупки.  Заказчик описывает тот или иной объект, намеренно игнорируя наличие российских аналогов. Совокупность характеристик устанавливается таким образом, чтобы, кроме иностранных поставщиков на закупки больше никто не пришел. Еще одна лазейка для, «иностранных агентов»  – это смешанный объект закупки: работа/услуга, либо, когда в рамках работы закупается товар. Один из показательных примеров – это энергосервисные контракты, в которых заказчики формально закупают «замену светооборудования» и таким образом уклоняются от установления соответствующих ограничений, согласно требованиям 878 Постановления. По факту происходит приобретение иностранного товара.

В сфере действия 223-ФЗ все еще более мутно. Госкомпания или госкорпорация может предусмотреть закупочную процедуру, в рамках которой можно устанавливать те или иные требования к российскости продукта. Однако, это акт доброй воли; если соответствующие положения не предусмотрены, то и требований – никаких.

Одним из провальных мест 878 Постановления, регламентирующего закупки микроэлектроники, является возможность для заказчика закупать иностранное, в том случае, если продукция из российского реестра не устраивает его по характеристикам. Большинство верных партнеров иностранных корпораций среди российских заказчиков пользуется этой лазейкой. Всегда найдутся основания, почему можно не покупать российское. Чтобы хоть как-то закрыть эту брешь правительство планировало вывести часть радиоэлектронной продукции из под действия 878 в сферу действия 616 (то есть в запрет).

Если объект находится в запрете, то действия заказчика более прозрачны. Он либо должен закупать российское из реестра, либо должен получить разрешение на закупку иностранного товара, предоставив соответствующее обоснование.

Советник аппарата Правления ПАО «Промсвязьбанк» Николай Власов:

– По определенным вопросам российские производители вообще поставлены, скажем так, в худшую долю по сравнению с импортерами. Простой пример: большинство позиций по медицинскому оборудованию, инструменту, у нас либо освобождено от НДС, либо платят НДС на возимые товары в размере 10%. Что это означает? В своих странах они являются экспортерами, поэтому получают возврат НДС. В Российскую Федерацию их товары приходят без НДС. А российские производители того же самого оборудования по всей цепочке производства уплачивают НДС. Соответственно, чтобы просто уравнять российских производителей с производителями из-за рубежа, нам обязательно нужно либо ввести НДС на ввозимое медицинское оборудование либо возвращать НДС российским производителям по тому же принципу, как если бы они поставляли на экспорт. Только тогда мы их сможем создать равные конкурентные условия. Так как НДС у нас выше, чем 15% преференции при закупке, то конкретно по товарам, освобожденным при импорте от НДС, мы находимся в ущемленном положении.

ТЗ под иностранного поставщика

Игры со сроками – еще одна распространенная форма устранения российских конкурентов с внутреннего рынка. Зачастую отечественный производитель, еще на этапе выхода на конкурс понимает, что не сможет работать по контракту. Требуется значительное время на разработку и создание продукта. В машиностроении, радиоэлектронике и других наукоемких отраслях трудоемкий цикл производств занимает от 5 до 10-12 месяцев в зависимости от сложности товара. Отечественный поставщик понимает, что чисто физически не может выйти на конкурс, у него нет на складе готовых станков, как у иностранного конкурента, под которого написано техническое задание. Чаще всего заказчики ограничивают участие отечественных предприятий в закупках именно сроком, это самое простое и безнаказанное средство манипуляции.

Введение национальных квот идеологически направлено против такого недобросовестного поведения заказчиков. Квота рассчитывается на три года, следовательно заказчики могут планировать свою закупочную политику исходя из той доли, которую требуется выполнить. Одновременно российские производители, могут рассчитывать на гарантированную реализации какой-то доли своей продукции, инвестировать в основной капитал, нарастить мощности.

Есть еще одно важное условие для того, чтобы политика импортозамещения стала реальной. Это максимальная открытость данных о закупках для всех участников на всех этапах, включая в эту цепочки субконтрактации. – Государство должно сказать, что, когда, сколько оно будет покупать и на каких условиях, – поясняет вице-президент ТПП Елена Дыбова. – Нам нужна открытость данных для всех. Потому что развивать производство, не зная, купят у тебя или не купят, брать кредиты на оборудование, не зная, будут у тебя заказы или не будут, набирать людей, не зная, подо что ты их набираешь, под какие запросы, – этого не будет ни один даже самый отчаянный и смелый предприниматель.

Автор: Андрей Троянский

6 августа 2021, 19:31
579
Теги: #Импортозависимость #Импортозамещение

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.