Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Больше экспертов, хороших и разных!

Одной из инициатив, активно обсуждаемых в текущем моменте, является обязательное проведение независимой экспертизы товаров, работ, услуг по 44-ФЗ
Больше экспертов, хороших и разных!
Теги: #44-ФЗ #Антон Гетта #Гильдия #ОПОРА #ФАС #Экспертиза

В настоящее время в закупочном сообществе идет активное обсуждение инициатив, которые могут усовершенствовать процесс закупок в целом, позволят заказчикам и поставщикам товаров, работ, услуг получить в результате осуществления закупочной деятельности то, на что изначально направлен Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (44-ФЗ), а именно: обеспечение государственных и муниципальных нужд, повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Одной из инициатив, активно обсуждаемых в текущем моменте, является обязательное проведение независимой экспертизы товаров, работ, услуг, поставляемых в рамках исполнения государственного/муниципального контракта, независимыми инспекциями, компетентность и беспристрастность которых подтверждена аккредитацией.

В рамках нашего электронного издания данная тема поднималась активно и неоднократно:

«ЦЗ» от 15.07.2019.

Открыл совещание Антон Гетта, депутат Государственной Думы, координатор проекта ОНФ «За честные закупки», член правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам».

В своем обращении к участникам спикер отметил, что Общероссийский народный фронт уже шесть лет участвует в мониторинге системы государственных закупок: «Мы стараемся выявлять не только расточительства, с чего начинали в 2013 году, а вот уже на протяжении трех лет предлагаем конкретные решения и делаем это в разных форматах. Сегодня мы проводим рабочее совещание членов Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, на котором обсудим предложения по совершенствованию законодательства по такому направлению, как «Экспертиза и приемка товаров в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов».

«ЦЗ» от 10.09.2019.

Есть мнение, что контрактную систему не нужно усложнять избыточными функциями, что добросовестный поставщик сам способен обеспечить соответствие продукции установленным требованиям на этапе производства, а также проведение процедуры подтверждения соответствия.

Однако нарушения и их последствия, которые выявляются в уже поставленной по госзаказу продукции, говорят о том, что производитель зачастую уменьшает себестоимость продукции за счет качества компонентов или использования опасных для здоровья добавок, а также фальсификации продукции. За безопасность потребителей у нас в стране отвечает Роспотребнадзор, а за компетентность испытательных лабораторий, проводящих испытания, и органов по сертификации, осуществляющих подтверждение соответствия, – Росаккредитация.

«ЦЗ» от 08.11.2019.

Впервые терми «независимая экспертиза» был озвучен заместителем руководителя ФАС Михаилом Евраевым в прошлом году. Идею предложила ассоциация предпринимателей «ОПОРА РОССИИ». А осенью 2019 года Гильдия отечественных закупщиков начала в семи пилотных регионах эксперимент по внедрению независимой экспертизы в контрактную систему при содействии Росаккредитации и социально ответственного бизнеса. Пока дело касается только социально значимых государственных закупок. Но правоприменительная практика, полученная в ходе эксперимента, будет иметь фундаментальный эффект. Ведь России предстоит создать систему экспертизы с нуля (если, конечно, она собирается попасть в число развитых экономик мира).

Учитывая внимание к данной инициативе, отклики, комментарии, общественный резонанс, вопрос действительно нужный и важный.

Но ведь работа экспертов, в том числе экспертов в области осуществления госзакупок, может быть реализована не только при исполнении контрактов.

Анализируя практику арбитражных судов по спорам, возникающим в процессе осуществления закупок в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), решения органов суда разных регионов по аналогичным вопросам, становится очевидно, что решения судов основываются зачастую на общих нормах права, не принимая во внимание специальные нормы и специфику госзакупок в целом.

Как известно, 44-ФЗ устанавливает строгие правила, касающиеся исполнения контракта. При исполнении контракта не допускается изменение его существенных условий, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. То есть заказчику должен быть поставлен именно тот товар, выполнена та работа, оказана та услуга, которые предусмотрены контрактом, заключенным на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Однако в соответствии с ч. 7 ст. 95 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными, по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

При этом Арбитражный суд Московского округа постановлением от 21 июня 2018 г. по делу № А40-76108/2017 определяет допустимость поставки товара с улучшенными характеристиками независимо от согласия заказчика. То есть фактически постановление суда оспаривает норму 44-ФЗ и обязывает заказчика принять и оплатить товар, не спрашивая его согласия.

Нашим электронным изданием 03.02.2019 поднималась тема сроков, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ, выделения в отдельную категорию, пересмотр претензионного порядка урегулирования спора, установление специального срока рассмотрения судами дел по спорам, возникшим в процессе осуществления закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Возможно, обязательное привлечение к рассмотрению дел по вышеуказанным спорам экспертов в сфере закупок товаров, работ, услуг, компетентность и беспристрастность которых подтверждена аккредитацией, не только существенно сократит сроки их рассмотрения, но и поможет сделать работу судов более эффективной.

Автор: Светлана Попова

12 февраля 2020, 17:35
802
Теги: #44-ФЗ #Антон Гетта #Гильдия #ОПОРА #ФАС #Экспертиза

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.