Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Спецтехника России под гнетом санкций

Перспективы сельхозмашиностроения в условиях кредитного голода и внешнего давления
Спецтехника России под гнетом санкций
Теги: #Сельхозмашиностроение

Правительство планирует снизить вчетверо субсидии на покупку в 2023 году по федеральной программе 1432.

В этом году на эти цели правительство выделило 8 млрд. рублей, а на следующий год запланировано 2 млрд руб. До сих пор эта программа позволяла покупателям комбайнов получать скидку от 10% до 15%.

Правительство руководствуется поверхностными количественными показателями: зачем стимулировать спрос, если спрос и так есть, он превышает предложение. При этом упускает из виду крайне важные факторы. Во-первых, курс рубля делает российскую технику в валютном исчислении дороже по сравнению с иностранной. Во-вторых, российские фермеры лишены и доступных кредитов, и собственной нормы прибыли, которую можно инвестировать в производственный процесс. Государство удерживает низкими цены на зерно, ограничениями на экспорт, экспортными пошлинами и квотами. Отчуждение прибыли от международной торговли зерном, оставляет фермеров с пустым карманом. Если внутренние цены на зерно и далее будут низкими, то агрокомплекс не сможет развиваться даже за счет собственных инвестиций. 

Характерный пример из высокоразвитого в аграрном отношении региона: субсидии на выращивание и реализацию зерновых в Северной Осетии покрыли только пятую часть потребностей фермеров. Такая тенденция отмечается во всех субъектах РФ, а в зонах рискованного земледелия она еще и усугубляется за счет природных факторов. Закупочная цена пшеницы приближается к себестоимости производства или даже не покрывает ее, поэтому многие аграрии банально отказываются от посева озимых. Не говоря уже об обновлении парка сельхозтехники, закупках новых тракторов и комбайнов. Побочный эффект от зернового кризиса ощутит на себе все машиностроение. 

– Нужно понимать, что покупка комбайна и трактора – это запуск всей промышленности, потому что ты покупаешь – металл, краски, химию, электронику, использованную при производстве этой сельхозтехники. По сути, ты покупаешь продукцию фактически всех отраслей промышленности: от тяжелой до добывающей, – комментирует генеральный директор медиагруппы «Крестьянские ведомости» Игорь Абакумов.

О ситуации в индустриальном комплексе рассказал председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, совладелец комбайнового завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин. 

С одной стороны, санкционные трудности оказали на производство спецтехники благотворное влияние. Кризис комплектующих удалось довольно быстро преодолеть. 

– С февраля пару месяцев мы жили на запасах комплектующих, – говорит Бабкин. – Май и июнь оказались трудными. Примерно на полтора месяца останавливалось производство комбайнов из-за нехватки комплектующих. Но затем наши конструкторы и заводские специалисты смогли заместить десятки позиций на продукцию из России либо из стран, не являющихся недружественными. С осени мы вышли на объемы производства уровня 2021 года, местами превышая данные показатели. Рассчитываем, что по итогам года Ростсельмаш останется в плюсе. 

Применение новых комплектующих требует усиления контроля качества, доводки деталей. При этом вероятность возникновения критической ситуации в производстве сельхозмашин является низкой. В среднем доля иностранных комплектующих в комбайнах Ростсельмаша составляет порядка 15%. В структуре цены комбайна – это порядка 7%. 

В кооперационной цепочке машиностроения участвуют сотни поставщиков. Среди них небольшие предприятия, производящие отдельную группу комплектующих. 

У таких компаний нет доступа к оборотному кредитованию по адекватным ставкам под 2%, как в Германии или КНР (не 10% и не 15% как в РФ), а значит, нет и возможности расширять номенклатуру изделий, объемы производства, инвестировать в оборудование. Добиться льготных кредитов, через различные программы господдержки или через Фонд развития промышленности могут только крупные промышленные концерны. При таком раскладе российский производитель гарантированно уступает позицию поставщику из Юго-Восточной Азии или Турции. Купить деталь или запчасть за рубежом практически во всех известных случаях выгоднее, чем приобрести в России. Это абсолютно не нормальная ситуация. 

Есть исключения из правил, но их очень мало. К примеру, «Ростсельмаш» инвестировал порядка 9 млрд рублей в производство коробок передач. Средства на запуск нового завода выделило государство в объеме 5 млрд рублей через Фонд развития промышленность под гарантию Сбербанка. Благодаря этому проекту отечественная сельхозтехника сможет избежать жесткой зависимости от импорта немецких коробок. Однако если присмотреться к этому проекту, то становится ясно, что российская альтернатива – это, по сути, заведомо убыточный проект. 

Уход германского монополиста лишь условно освободил рынок. На нем по-прежнему работают каналы параллельного импорта тех же немецких запчастей, но самое главное: на рынке действует ничем не ограниченный в методах борьбы за потребителя – китайский конкурент, который производит более дешевый аналог по цене примерно на 30% ниже. А методы у него действительно эффективные: от банального демпинга до разнообразных дополнительных услуг – удобная линейка кредитно-лизинговых продуктов; достойный и более качественный, чем в РФ ремонтный сервис (просто в силу масштабов и потоков производства). По качеству отечественные коробки будут не хуже китайских. При этом работать в ноль российскому предприятию удастся только благодаря государственным субсидиям и льготам. 

Но это масштабный пример. Небольшому же заводу,  производящему, скажем, валы, подшипники, какие-то несложные комплектующие, государственная поддержка и льготный кредит не светят. Поэтому, не смотря на формальный уход из РФ многих иностранных поставщиков, на рынке комлектующих не наблюдается оживления отечественных предложений. Есть ресурсы и кадры – нет рентабельности.

На фоне решений ЦБ заморозить ставку стоимость кредитов для российского машиностроительного комплекса продолжает расти. В октябре они подорожали в среднем на 1%. 

Также не стоит забывать, что несмотря на сокращение своей доли рынка европейские поставщики полностью не отказались от поставок своей спецтехники. Да, возникают сложности с логистикой и настройкой посреднических схем, а также с их удорожанием. Но определенный сегмент сбыта эти компании продолжают удерживать. 

Это парадокс, но в мышлении многих российских чиновников финансового уровня по-прежнему гнездятся религиозные планы на возвращение в дофевральскую экономику (где основной проблемой является борьба с инфляцией и соблюдение требований ВТО). Из-за этого ЦБ продолжает проводить жесткую кредитно-денежную политику по отношению к российской промышленности. 

Российская спецтехника и сельхозмашиностроение теоретически могут развиваться за счет экспорта, в том числе в страны ЕАЭС и ближнего зарубежья. Однако, следует понимать – что это прерогатива крупных компаний, что мощным конкурентом на этом поприще выступает все та же промышленность КНР. При самых оптимистичных раскладах объемы экспортных поставок в прибыли составляют не более 25%. Это значит, что оставшиеся 75% российские предприятия должны гарантированно зарабатывать на внутреннем рынке. Любая страна, имеющая задатки автономного машиностроения, защищает свои рынки при помощи откровенного протекционизма. 

Справка

В январе-сентябре 2022 года объем производства сельскохозяйственной техники в Российской Федерации составил 174 млрд рублей, что на 6% больше, чем за аналогичный период 2021 года. За 9 мес. 2022 года отгрузки сельхозмашин выросли. Экспорт российской сельхозтехники за 9 мес. 2022 года сократился на 18% до 14,2 млрд руб.

Автор: Андрей Троянский

30 ноября 2022, 17:36
541
Теги: #Сельхозмашиностроение

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.