Во втором чтении приняты поправки в Федеральный закон «О промышленной политике» (*Законопроект № 172833-8)
Правительство назначило Минпромторг единым администратором господдержки технопарков.
- Усовершенствован механизм компенсации затрат на создание, модернизацию и реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. Документом уточнены требования к ним.
- Объемы возмещения инвестиционных затрат резидентов технопарков увеличены вдвое. Для индустриальных парков сумма выросла до 30 млн рублей на 1 га, для промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий – до 120 тыс. рублей за 1 кв. м, для частных технопарков – с 50 до 75%.
- Расширен список возмещаемых расходов: в их число добавили уплату основного долга и процентов по кредитам, взносы в уставный капитал управляющих компаний.
По расчетам правительства, вышеуказанные механизмы позволяют выйти на срок окупаемости проектов в 7-8 лет.
Наряду с систематикой технопарков утверждено еще одно ключевое направление. Минпромторг России наделили правом напрямую утверждать перечень работ и услуг, финансируемых отделениями Фонда развития промышленности (ФРП).
Владимир Гутенев, председатель комитета Государственной Думы по промышленности и торговле:
– Принятие проекта ФЗ позволит: обеспечить унификацию федерального и регионального законодательства в сфере промышленных и технопарков парков, а также избежать введения субъектами РФ новых видов и подвидов парков; убрать бюрократические проволочки и ускорить процесс принятия решений; оперативно перераспределять ресурсы ФРП для решения новых социально-экономических задач.
В развитие принятых поправок Минпромторг детализировал правила реализации ранее анонсированной федеральной программы промышленной ипотеки. Ее запустят в 2023 г.
Механизм позволяет компаниям приобретать земельные участки промышленного назначения или производственные здания за счет банковского займа по льготной ставке не выше 5%. При этом государство будет заниматься субсидированием выпадающих доходов банков. В перечень аккредитованных финансовых организаций уже вошли 15 банков с общим кредитным портфелем на 60 млрд руб. Максимальная сумма займа составляет 500 млн руб. при ставке в 5% на срок до семи лет, для инновационных технологических компаний — 3%. Получателями кредита могут быть не только резиденты технопарка, но и управляющие компании парков (для строительства или модернизации). Предусмотрен обязательный залог, которым может быть построенное или строящееся здание.
Тут надо пояснить, что в некоторых продвинутых регионах страны (Москва, Санкт-Петербург, Татарстан) уже работают региональные программы промышленной ипотеки. Они были запущены с опережением. Они также предусматривают льготное кредитование – только не по линии банков, а по линии ФРП. Фонд превратился в полноценное кредитное агентство, имеющее филиалы во всех субъектах РФ.
В отличие от федеральной программы, регион может предоставлять более выгодные условия и по кредиту, и по функционалу программы. Так, в Петербурге ставка по займу на первые четыре года составляет не 5%, а 3% годовых. Это существенная разница для начинающих компаний. В Москве земельные участки под создание новых производств предоставляются инвесторам в аренду без торгов.
- Высокие расходы на основные фонды: помещение, оборудование, логистика – являются главным препятствием для запуска производства. На это требуется много ресурсов, которые окупаются очень долго. Рыночные ставки на аренду коммерческой недвижимости стартуют в лучшем случае от 16%. Ипотека существенно упрощает старт новых производств или запуск импортозамещающих. Скажем, когда компетенции и частично оборудование у компании есть, а оборотных средств на запуск конвейера не хватает. Если сочетать промышленную ипотеку с государственной программой субсидирования спроса (особенно в адрес критически важной импортозамещающей продукции), то проект обязательно выстрелит.
Ипотека интересна не только самим резидентам технопарков, но и тем, кто занимается их инфраструктурой. Прогрессивный формат light industrial – это вариант функционирования предприятия, когда в одном пространстве совмещаются и производственные, и складские помещения, и центры обработки данных, и другие комплексы. Это позволяет девелоперам строить общую инфраструктуру для нескольких предприятий одновременно, а компаниям – сокращать расходы на подведение коммуникаций.
Программы целевого адресного кредитования производства на льготных условиях – это прорывной конек китайской экономики. Эта политика принесла КНР колоссальный рост и непрерывное развитие на протяжение последних десятилетий.
В Китае активно стимулируют инвестиционный спрос. Для этого в рамках государственного планирования разрабатываются индикативные планы провинций. По этим планам провинции выпускают специальные облигации, которые в основном используются для расходов на развитие инфраструктуры и промышленности. Так, по данным к сентябрю, провинции Китая уже продали в общей сложности 4,25 трлн юаней облигаций, что составляет около 87% от разрешенного к продаже годового объема, сообщает Bloomberg.
Этот простой плановый метод помогает китайской экономике не саморазрушаться в рыночных играх с погоней за частной прибылью, а работать на умножение общественного богатства, концентрироваться на внутренних национальных целях.
Более того, Китай осуществляет массированную кредитную эмиссию под инвестиционные программы. ЦБ печатает юани, ориентируясь на индикативные планы провинций.
Объясняя эту политику, Сергей Глазьев озвучивает просто удивительные факты:
«Центральный банк Китая продолжает наращивать кредитную эмиссию по каналам государственных банков и институтов развития под инвестиционные потребности модернизации и расширения производства, заявляемые в индикативных планах правительства, провинций, городов и корпораций. За три десятилетия этой политики объем инвестиций вырос в 185 раз, для чего потребовалось в 500 раз увеличить объем кредита государственной банковской системы. Денежная масса при этом выросла в 434 раз, увеличиваясь ежегодно на 20-50%».
Показательно, но инфляция при этом ни разу не вышла за пределы 4-7%. Российский ЦБ, который объясняет свои действия именно уходом от инфляции, проводит диаметрально противоположную политику. Вместо кредитования промышленности он ее душит.
В России уже давно дозрели до выпуска инфраструктурных промышленных облигаций по китайскому сценарию.
В начале года Комитет Госдумы по собственности выходил с предложением направить часть средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покупку целевых облигаций госбанков для последующего кредитования высокотехнологичных проектов импортозамещения на длительный период и по низким ставкам. К сожалению, выпускать подобные облигации в России может именно ЦБ. Сложно представить, что должно произойти в стране, чтобы главный финансовый регулятор решился на такое…
Структура экономики регионов также вполне готова к индикативному планированию и к адресному кредитованию промышленности в рамках целевых проектов. Во-первых, для этого уже задействован механизм казначейского сопровождения с инфраструктурными бюджетными кредитами с околонулевой ставкой. К сожалению, пока объемы инфраструктурных кредитов – это мизер от реальных нужд развития страны. И бюджетные кредиты нельзя использовать в индустриальных целях. Во-вторых, создан механизм региональной концессии. Он прекрасно показывает себя на Дальнем Востоке с 2021 года, где по концессии строится множество объектов (от социальных до энергетических). Механизм предполагает, что инвесторы создают инфраструктуру за свой счет, а государство выплачивает за нее компенсацию в течение 10 лет и более.
В тему показательный сюжет конца ноября: Юрий Трутнев заявил о планах создать на Дальнем Востоке единую территорию опережающего развития. Идея очень перспективная и сильная. ТОР подразумевает льготный режим налогообложения, поддержку бизнеса, идеальные условия для инвестиций. Однако нет ясности по ключевому вопросу: кто компенсирует городским и районным властям выпадающие доходы при льготном налогообложении? Напрашивается выпуск облигаций по китайскому пути.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет