Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Инженерный человеческий ресурс

Практико-ориентированная подготовка молодых специалистов – глобальная реформа технического образования
Инженерный человеческий ресурс
Теги: #Образование

То, с чем столкнулась Россия после начала СВО – это не просто кадровый голод – это глобальный антропологический переход: новой экономике потребуется профессионал нового типа универсальный инженер, способный переключаться на разные проектные задачи, работать с массивами больших данных, анализировать и оперативно считывать чужие разработки, пользуясь машинным интеллектом.

Эта универсальность продиктована не только скоростью инноваций. Но и физической нехваткой трудоспособного населения. Так, например, Росатом заявляет о планах нанять 300 тысяч инженеров к 2030 году. С учетом реальной демографической ситуации и состояния российского образования – такой запрос выглядит весьма трудно реализуемым.

Правительство начало с полного переустройства высшего образования. Страна получила принципиально новую систему базового инженерного образования вместо прежней, так называемой «Болонской» (бакалавриат, специалитет и магистратура).

В 2023 году Государственная корпорация «Ростех» проводила опрос предприятий, какая форма обучения молодых инженеров является для них востребованной и приоритетной. Абсолютное большинство высказалось за пятилетнюю форму для подготовки кадров высшей квалификации.

С 2023 года в соответствии с Указом Президента РФ №343, шесть вузов России стали пилотными площадками для адаптации новой национальной системы подготовки кадров. (МИСИС, Горный университет, Балтийский университет им. Канта, МАИ, Томский госуниверситет, МПГУ).

Отличительной чертой инновационной университетской методики выращивания квалифицированного инженерного специалиста является усиление роли работодателя в разработке и реализации образовательных программ.

Предметное и обстоятельное обсуждение данной темы во всех новых аспектах состоится на XX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» 23-25 апреля в Санкт-Петербурге. Во второй день форума при поддержке Минобрнауки состоится экспертная дискуссия под названием «Кадровое обеспечение технологического лидерства».

Ведущие специалисты бизнес-партнеров вузов расскажут о том, как участвуют в формировании учебного контента, вместе с вузом организуют практики и стажировки на производстве. Сегодня в вузах проводятся карьерные конкурсы и чемпионаты от компаний реального рынка. В учебную программу встраиваются бизнес-кейсы и обучающие проекты работодателей. Проводятся регулярные стажировки профессорско-преподавательского состава.

Таким образом, работодатель получает возможность влиять на образ конечного результата учебного процесса, проводит согласование этих результатов вместе с вузом. Доходит до прямого заказа бизнес-партнерами вуза отдельных модулей программ и курсов, которые включаются в основные образовательные программы.

К примеру, МИСИС сотрудничает в таком формате с компаниями горно-металлургического комплекса – «Норильский никель», «Металлоинвест», «Ростехнологии».

Принципиально важно найти здоровый баланс между фундаментальной и практической подготовкой. Опираясь на базовую часть, которая является общей для всех инженерных специальностей, подготовить профильного специалиста. Вместе с тем, Президент давал поручение обеспечить студентам возможность смены траектории развития.

Практики и стажировки являются ключевым направлением. Есть тенденция к увеличению объема практической подготовки в каждой образовательной программе. В зависимости от программы объем практики в ней может варьироваться от 16 до 36 недель. Характерно, что сближение с производственным комплексом заставило некоторые вузы присваивать студентам рабочие специальности прямо во время прохождения курса высшего образования. Это связано с допусками к конвейеру, которые обусловлены техникой безопасности и трудовым законодательством.

Персонализированный подход позволяет каждому студенту самостоятельно формировать свою образовательную траекторию. Внедрена система обратной связи по оценке навыков студентов со стороны работодателя.

Университет двойного назначения

Значительным шагом вперед для насыщения молодыми инженерными кадрами предприятий оборонного сектора стала цифровая система Минпромторга России «Федеральный кадровый центр ОПК».  Она основана на среднесрочном и долгосрочном циклах планирования потребностей в кадрах. На портале есть отдельный раздел «Трудоустройство студентов в организации оборонно-промышленного комплекса». Этот раздел специально был создан  для улучшения взаимодействия организаций и вузов, для содействия в заключении договоров на целевое обучение. Опыт показывает, что при нормировании потребности в новых кадрах, предприятия, как правило, учитывают: размеры производства, степень обновления технологических процессов, общие изменения в организации производства.

Существует специальное Постановление Правительства РФ №2369, которым дана разнарядка вузам России на выполнение плана по квалифицированным кадрам для организаций ОПК. Имеются в виду конкретные цифры. К 2030 году средне-специальные организации должны поставить оборонке 6 тысяч человек. А вузы – более 90 тысяч (!) инженеров разной специализации. 96% будущих кадров ОПК обучаются по очной форме. В приоритете такие направления как: авиационная и ракетно-космическая техника, информатика, машиностроение, электроника.

Сами оборонные предприятия при формировании заказа на инженеров отмечают ряд уязвимостей. Отмечается острая нехватка специалистов, способных работать на стыке разных дисциплин (инженерный анализ). Востребованы инженеры с новыми квалификациями в сфере аддитивных технологий, нейротехнологий, обработки больших данных (аналитики производственных процессов), радиоэлектроники, беспилотных систем.

Целевое обучение открывает несколько дверей

Одним из оперативных методов, буквально за пару лет набравших солидный ход и популярность, стало «целевое обучение». Отдельно взятое предприятия доверяет вузу обучение молодого специалиста под конкретные задачи с дальнейшим обязательным трудоустройством и отработкой по цели. Особенно важен целевой набор для таких программ как: «Крылья Ростеха», «Код Ростеха» (подготовка специалистов в сфере радио- и микроэлектронной промышленности, IT и информационной безопасности), «Биотехмед Ростеха» (первая ступень для будущих инженеров в области оптико-электронной и биомедицинской техники).

Благодаря успешному старту целевого образования крупный производственный бизнес начал активно внедрять институт наставничества на предприятиях. Цифровизация и диверсифификация производства – две главных тенденции, которые задают и параметры спроса на инженерные кадры в оборонке.

ПИШ – новое слово в воспитании технократической элиты 

Федеральный проект Передовые инженерные школы (ПИШ) – это технологические платформы подготовки лучших кадров, которые университет создает совместно с корпорациями и производственным бизнесом разного калибра. Государством предусмотрено щедрое грантовое финансирование этих инициатив. Вот расценки 2025 года по итогам рассмотрения годовых отчетов Советом по грантам. Вузы-участники первой волны разделены по группам. Так, лидеры первой группы в 2025 году получат – по ₽311,8 млн, второй – по ₽210,1 млн, третьей – по ₽88,1 млн.

В настоящее время в 23 регионах работают 50 передовых инженерных школ (ПИШ). По поручению главы государства их число планируется увеличить до 100 к 2030 году. По итогам проведенных защит 20 ПИШ (10 из которых входят в контур Союза Машиностроителей России) в 2025 году получат финансирование свыше 4 млрд рублей.

Высокую эффективность и доверие со стороны бизнеса к проекту передовых школ подтверждают цифры: если на начальном этапе реализации у школ было всего около 80 индустриальных партнеров, то сейчас их число выросло в 3,5 раза, превысив 280.

  • Госкорпорация «Ростех» участвует в развитии 19 ПИШ (из 50), на их площадках реализуются 69 НИОКР и создано 45 новых лабораторий, опытных производств и виртуальных фабрик для научно-технических исследований и разработок.
  • При поддержке Росатома открыто уже 10 ПИШ, где в выполнении НИОКР совместно с инженерами-исследователями принимают участие и магистранты.

В прошлом году инженерные школы привлекли 1,2 рубля из внебюджетных источников на каждый рубль госфинансирования. В этом году они планируют увеличить этот показатель.

Но, что более важно, предприятия не просто финансируют, они активно участвуют в деятельности: разрабатывают образовательные программы, организуют стажировки, привлекают специалистов вуза в качестве наставников и содействует трудоустройству выпускников.

Автор: Артур Королев

30 марта 2025, 23:55
470
Теги: #Образование

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.