Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Инфраструктурные инвестиции – работающие деньги страны

Инфраструктурные инвестиции – работающие деньги страны
Теги: #Регионы

В субъектах РФ относительно недавно были задействованы новые финансовые инструменты: инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, выкуп активов под инвестиции (создание предложения), государственные концессии.

Эти механизмы показали себя как сильные драйверы развития бизнеса, хотя изначально некоторые эксперты относились к ним скептически, считая придатком дотационной экономики. В реальности бюджетное кредитование способно составить конкуренцию коммерческой банковской системе не только по качеству обслуживания, но и по элементарной рациональной выгоде.

В отличие от банков государственная расчетно-кассовая система, построенная на фундаменте казначейского сопровождения, не создает издержек: в ней полностью отсутствует паразитарный фактор, при этом цифровизация сделала ее функционал даже удобнее. А с точки зрения контроля и прозрачности движения средств, в сравнении с казначейским сопровождением коммерческие банки – это прошлый век. Главное преимущество – процентная ставка. В банковской системе это составляет не менее 15%. Инфраструктурные бюджетные кредиты выделяются субъектам РФ по ставке не более 3% годовых со сроком погашения 15 лет.

В прошлом году объем инфраструктурных бюджетных кредитов, выделенных государством, составил 500 млрд рублей; в текущем – столько же. Итого – 1 трлн рублей. «Такого объема поддержки инфраструктура регионов никогда не получала», – заявил премьер Михаил Мишустин.

Триллион для перезапуска экономики

С привлечением этого триллиона до 2025 года на местах должны быть реализованы 960 проектов по строительству дорожной, транспортной, инженерной и коммунальной сетей. Каждый регион получил свою инъекцию роста – это важнейший антикризисный допинг. Недавно Владимир Путин сообщил, что лимит инфраструктурных кредитов решено увеличить в текущем году дополнительно на 250 млрд руб.

Еще один государственный механизм оживления экономики – это инфраструктурные облигации. Основная сфера применения – жилищное строительство, инженерные сети, дороги, образовательные и медицинские учреждения.

Ставка по облигациям – от 4% годовых, что в любом раскладе несоизмеримо выгоднее прямых займов из коммерческой системы. Для сравнения: размещение классических облигаций от регионов страны на фондовом рынке обычно подразумевает доходность в 10–13%. Напомним – рассчитываться по займам региональных властей предстоит простым налогоплательщикам. Поэтому коммерческие займы субъектов РФ не приветствуются. К сожалению, они по-прежнему разрешены законодательством. В России появляются регионы, которые могут похвастаться полным выходом из банковской кабалы. В 2022 году Нижегородская область не привлекла ни одного коммерческого кредита – поскольку в 2021 году они были полностью замещены федеральными бюджетными займами.

По словам президента, на инфраструктурные облигации в 2023 году государство готово выделить 300 млрд руб. К концу прошлого года из предусмотренного лимита в 150 млрд рублей была выбрана сумма одобренных займов свыше 80 млрд рублей. О чем говорят эти цифры? Во-первых, о том, что регионы пользуются новым ресурсом с осторожностью. А во-вторых, надо признать – о низком уровне управления, об отсталости административной системы в целом. Если доступные финансовые ресурсы не осваиваются до конца, – значит не все руководители сумели заставить их работать. Организация этой работы (помимо управленческих талантов) требует персональной ответственности.

Механизм инфраструктурных облигаций был запущен в 2021 году для комплексного развития территорий. Средства для размещения облигаций выдаются застройщикам на срок до 15 лет; льготная ставка при этом обеспечивается субсидией из федерального бюджета. Механизм расчета, привязан к инфляции или к учетной ставке ЦБ.

Распорядителем инфраструктурных облигаций является государственный финансовый институт развития в жилищной сфере России ДОМ.РФ. По данным организации, на конец прошлого года в работе находились проекты с использованием инфраструктурных облигаций в 66 городах страны.

По свежей информации ДОМ. РФ, в настоящее время в регионах успешно размещено три выпуска на 35 млрд рублей. В декабре компания планирует осуществить еще один выпуск на 10 млрд рублей. «Чем быстрее мы будем оборачивать деньги, чем быстрее мы будем работать, тем более эффективной будет реализация наших проектов и конкретно работа с инфраструктурными облигациями», – поясняет принципы работы механизма первый замглавы Минстроя РФ Александр Ломакин.

Есть интересный нюанс. Технически инфраструктурная облигация отличается от инфраструктурного кредита тем, что в ней (кроме бюджетных денег) могут участвовать средства инвесторов, привлеченные с внешнего рынка. Так, например, с участием «Сбера» в Новосибирске за счет инфраструктурного займа строятся сразу шесть школ в общей сложности на 5775 мест, а в Воронеже — коммунальные и дорожные объекты

Образно выражаясь, инфраструктурная облигация – это удобное средство для того, чтобы «замиксовать» деньги из разных источников. К примеру, в Санкт-Петербурге на обновление системы городского электротранспорта будет направлено 123 млрд рублей. Это средства как городского, так и федерального бюджетов. По заключенным в этом году контрактам на поставку город получит 286 троллейбусов и 192 «умных» трамвая. В следующем году планируется купить еще 50 трамваев. Нетрудно догадаться, что мультипликативный эффект для российской промышленности от одного только этого заказа – уже огромный. Десятки, если не сотни, смежных предприятий получат работу, развитие компетенций.

Инфраструктурные программы в регионах косвенно влияют на загрузку промышленности. Так, «КАМАЗ» через свою пресс-службу заявил, что произвел больше машин за 10 месяцев, чем за тот же период в предыдущем году. В январе-октябре с конвейера автозавода сошли 36 тысяч грузовиков. Техника завода широко используется именно в инфраструктурных стройках. Есть примеры загрузки машиностроительной промышленности конкретными наукоемкими заказами.  Санкт-Петербургу предоставили инфраструктурный бюджетный кредит на приобретение пяти судов нового поколения «Метеор 120Р». Благодаря этому заказу нижегородское АО «ЦКБ по СПК имени Р. Е. Алексеева» загружено работой.

В Омской области бюджетный кредит используется для создания инженерной инфраструктуры ОЭЗ «Авангард» (электрофикации ОЭЗ, подключения в 2023 году к магистрали газоснабжения, к техническому водоснабжению).

Павел Пузанов, зампредседателя правительства Амурской области:

– Важным механизмом становится привлечение средств с рынка. Мы выбрали сейчас все лимиты по бюджетным кредитам, активно работаем по инфраструктурным облигациям, позволяющим привлекать долгие деньги под низкий процент и направлять эти деньги на создание инженерной и социальной инфраструктуры.

Концессия набирает ход

Идея государственной концессии больше подходит для экономики мирного времени, поэтому многие надежды, которые связывали с этим инструментом до начала СВО – не сбылись. Но даже в современных условиях это работает и приносит огромную пользу стране. Объем инвестиций в проекты, которые планируется реализовать по программе “Дальневосточная концессия” в 2023 году, составит 200 млрд рублей. По программе уже одобрены и реализуются первые 14 проектов на 31 млрд рублей. С инвестиционной точки зрения концессия позволяет «растянуть затраты» на инфраструктуру на 20 лет и создать ее в 3-5 раз больше и значительно быстрее, чем если бы средства бюджета платились здесь и сейчас.

Автор: Андрей Троянский

24 января 2023, 20:40
567
Теги: #Регионы
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.