Об эффективном инструменте совершенствования контрактной системы ЦЗ говорит с директором национальной организации медиаторов (НОМ), научным руководителем и председателем Координационного совета Федерального института медиации Цисаной Шамликашвили:
– В преддверии форума «Госзаказ» регуляторы системы закупок предложили свои сценарии упрощения и реформирования контрактной системы. Один из предложенных экспертным сообществом инструментов – активное использование механизма медиации в разрешении спорных ситуаций. Своевременная ли эта инициатива, на ваш взгляд?
– Эта инициатива не только своевременна, но даже несколько запоздала. Для экономики, в которой государственные закупки занимают столь большой удельный вес, существование механизмов, повышающих эффективность исполнения государственных контрактов, необходимо. Медиация является одним из таких подходов, снижающих риски возможных потерь.
– Кто, на Ваш взгляд, мог бы выступать третьей стороной в разрешении закупочных споров со стороны государства?
– Третьей стороной должен выступать профессиональный медиатор – нейтральное лицо. Государство ведь представлено одним из участников экономических отношений – чаще всего, стороной заказчика (или стороной, заказывающей услуги). Поэтому представители органов власти не могут быть медиаторами, но должны участвовать в процедуре как представители государства, наделённые всеми необходимыми полномочиями для участия и принятия решений.
– Поможет ли медиация, если противоречия между участниками закупочных процедур уже дошли до суда? Или это только досудебное лекарство?
– Разумеется, лучше, когда стороны уже при возникновении сложностей, первых признаков противоречий обращаются к процедуре медиации. Именно поэтому предпочтительно, чтобы уже в контракте (договоре) присутствовала медиативная оговорка (условие о применении медиации). Но, если стороны уже обратились в суд, то очень важно попытаться использовать возможности, представляемые медиацией. Качественное исполнение контракта, получение конкретного практического результата – это функция контрагентов, и формальное судебное решение, которое отнюдь не всегда способствует решению задач, изначально поставленных контрактом – далеко не самый эффективный инструмент для достижения этих целей.
– Могут ли в качестве медиаторов выступать негосударственные субъекты? Если развивать эту тему, то ждать ли в перспективе развития рынка таких услуг? Пула профессиональных медиаторов?
– Медиаторами должны выступать исключительно нейтральные лица, которые никоим образом не заинтересованы в содержании самого спора. Не исключено, что со временем будет развиваться внутри сообщества медиаторов специализация на спорах, связанных с госзакупками. Но при всех особенностях такого рода споров, – это все равно споры между субъектами экономической деятельности, и потому на них распространяются общие правила проведения процедуры медиации. Кроме того, действующее законодательство не допускает занятие профессиональной медиативной практикой для лиц, замещающих государственные должности.
– Готов ли ваш научно-методический центр оказать содействие в развитии этой государственной инициативы? Какими силами?
– Центр медиации и права всегда выступал в авангарде развития медиации в России – как института в целом, так и в качестве способа урегулирования споров в отдельных сферах деятельности. Мы всегда готовы к сотрудничеству и партнерству с заинтересованными участниками этого сегмента экономики, чтобы содействовать развитию медиативной практики в сфере госзакупок.
– Есть ли уже какие-то наиболее яркие примеры эффективного разрешения споров в отрасли закупок при помощи механизма медиации?
– Примеров таких на сегодняшний день немного, но они есть. Как правило, они складываются там, где есть «просвещенные» менеджеры и юристы, понимающие преимущества медиации и готовые прибегнуть к ней сразу после возникновения противоречий. Наша задача, в том числе, заключается и в том, чтобы в компаниях становилось все больше людей, действительно понимающих суть медиации, и способных тем самым содействовать предотвращению и /или снижению рисков для своей организации. Медиация – это конфиденциальная процедура. Она должна оставаться делом самих сторон, помогая им сохранить репутацию и не выносить сор из избы. А при ведении экономической деятельности это очень значимо – равно как и способность медиации содействовать сохранению партнерских отношений, укреплению экономических связей.
Комментариев пока нет