Журнал «Цифровые Закупки» коротко, но по существу обсудил проблемы развития контрактной системы с ярким экспертом, доцентом кафедры финансового права РГУП при Верховном суде РФ.
– Виталий Викторович, не являются ли федеральные законы “О защите конкуренции”, “О коммерческой тайне” неким препятствием для развития контрактной системы? а) Мешают контролировать цепочку прохождения средств; б) компании вряд ли хотят делиться своими конкурентными преимуществами и ноу-хау друг с другом и с государством. Можно ли безболезненно для всех участников контрактной системы интегрировать информационные системы компаний в единую базу данных государства?
Что является препятствием, а что нет – практика и время давно всем все показали…. К сожалению, правовое регулирования сферы закупок у нас давно вращается вокруг эфемерной «конкуренции», определения которой нет ни в Законе № 223-ФЗ, ни в Законе № 44-ФЗ. То, что мы можем увидеть в Законе № 135-ФЗ к закупкам прямо не относится. Да, и цель любой закупки – это не развитие конкуренции во всех ее проявлениях или противодействие коррупции, а удовлетворение потребности заказчика в товарах, работах, услугах надлежащего качества за оптимальную стоимость! Назовите мне хотя бы 2-3 акта, принятых за последнее время, содержание и нормы которых прямо направлены на реальное получение заказчиком качественных товаров, работ, услуг точно в срок, в полном количестве (объеме)… Вот вам и ответ на ваш вопрос…. Интегрировать можно все что угодно, вопрос желания и возможности, плюс все подобные действия просто обязаны быть удобными, как для заказчиков, так и для участников закупок…
– Насколько заметным должно быть присутствие государства в электронных закупках? Поможет ли госрегулирование закупок избавиться от перекосов не в меру свободного рынка?
– В силу отсутствия концепции развития и правового регулирования закупок в Российской Федерации сложно ответить однозначно на данный вопрос. Начну с того, что в моем понимании электронные закупки – это не электронный аукцион, который, с моей точки зрения, необходимо полностью исключить из сферы закупок в Российской Федерации. Проблема достаточно шире. Вопрос: насколько удобно законодательство о закупках для всех заинтересованных субъектов? Ведь законодательная и исполнительная власти постоянно работают, принимают много актов и еще больше изменений в них. Частые изменения в нормативные правовые акты фактически свидетельствует о недостаточной изначальной проработке всего спектра вопросов. Результат – недовольство и невозможность работы как заказчиков, так и участников закупок (нарушается баланс публичных и частных интересов), что влечет за собой необходимость последующих поправок и изменений. В качестве одного из вариантов решения данной проблемы – это обязательная разработка и принятие концепции, это использование такого инструментария, как анализ, прогнозирование и моделирование при принятии новых нормативных правовых актов, регулирующих сферу государственных закупок.
– Как вы относитесь к идее расширения полномочий Счетной Палаты в системе закупок? Почему новыми функциями проверки эффективности расходования госсредств на счетах наделено не Казначейство?
– Как у специалиста в сфере финансового права, у меня возникает сразу вопрос: “Сколько это стоит, и кто будет платить?” Дополнительный функционал – это всегда дополнительные расходы на оплату труда, либо такое увеличение нагрузки рано или поздно скажется на качестве результата. К тому же вопрос не в том, кому необходимы полномочия на проверку, а в конечном результате данного мероприятия, выводах и реальных действиях. В настоящее время в контрактной системе в сфере закупок достаточно разновидностей проверок предусмотрено, что в пору задуматься о возможности нормальной работы заказчика на удовлетворение публичных нужд в товарах, работах и услугах, а не запросов и требований многочисленных контролеров (которые, как правило, не альтруисты и за свою работу-контроль хотят получать оплату).
Относительно Счетной Палаты Российской Федерации – у нее и ранее были достаточные полномочия в сфере закупок, которые ежегодно, судя по опубликованным отчетам, реализуются. Лично с моей точки зрения, нам необходимо все-таки повнимательней ознакомиться с лучшими практиками правового регулирования публичных закупок зарубежных стран, в том числе с практикой реализации контроля. И, сформировав концепцию развития и правового регулирования закупок в Российской Федерации, отойти от массового и тотального контроля заказчика, акцентировав внимание на контроль контрагента, его действий и конечного результата закупки. А кого уполномочат на эти мероприятия – будет зависеть, надеюсь, от принятой концепции.
Комментариев пока нет