На обеспечение бесплатным горячим питанием учащихся младших классов в федеральном бюджете до 2030 года заложено 205 млрд рублей. От качества реализации этой огромной суммы зависит не только здоровье школьников, но и имидж национальной системы закупок. Способна ли эта система обеспечить эффективное исполнение социальной задачи государственного масштаба? Если в случае, со строительством дорог и больниц низкую эффективность еще пытаются списать на нерадивость чиновников, глобальный кризис и несовершенство экономики, то в случае со школьными завтраками такая «амортизация» не прокатит.
Ведь закон о бесплатном горячем питании, недавно подписанный Владимиром Путиным, сам по себе преподносится, как результат продолжительной борьбы общественных организаций, родительского сообщества и Общероссийского народного фронта за качество продуктов, поставляемых в социальные учреждения. В публичном пространстве проект воспринимается как личная инициатива президента. Важно, чтобы эта стратегическая победа не обернулась коррупционным или административным скандалом с последующим ущербом для социального государства. Напомним, что единая система общепита и контроля качества продуктов, существовавшая в России ранее, была демонтирована как раз под тем предлогом, что коммерческие механизмы смогут обеспечить ее более эффективное функционирование.
Реставрация государственных функций в области общепита потребует развития механизмов централизованного контроля за качеством продуктов и добросовестностью поставщиков (инструменты экспертизы, предквалификации, проверки контрагентов, внедрение обязательной маркировки и т.д. ). Не менее важным является вопрос ценообразования, на который у правительства пока нет ответа. В Общественной палате предлагают организовать экспертную поддержку гражданского контроля качества питания (по линии Роспотребнадзора, Минздрава). Обеспечить возможность замены горячего питания продовольственными наборами высокого качества. Проводить регулярную индексацию региональных расходов на школьное питание (чтобы его не ухудшала инфляция).
Эти и многие другие вопросы обсудили в ходе II Всероссийской конференции «Совершенствование системы питания в образовательных организациях: практики, модели, технологии, концепция».
Дорога ложка к обеду
Поскольку Бюро расследований ОНФ также исторически занимается и контролем за расходованием бюджетов всех уровней, то у специалистов ОНФ есть достаточный опыт и возможность проследить за финансовой составляющей проекта.
Антон Гетта, координатор Бюро расследований ОНФ, депутат Государственной Думы:
– Мы зафиксировали снижение картелизации рынка поставок продуктов питания в социальные учреждения. Этот фактор связан с вопросами ценообразования. Благодаря пристальному вниманию ФАС контроль за этой сферой стал значительно строже со стороны уполномоченных органов образования в регионах. Учитывая колоссальный объем бюджетных средств, который выделен государством, крайне важно следить за чистотой совершаемых сделок.
Тема картелизации рынка социального питания является архиважной для успеха всего проекта. Чтобы это понять, достаточно обратиться к цифрам. С 2011 года по настоящее время, по данным ОНФ, участниками картелей и сговоров заключено контрактов на поставку питания на сумму 24,96 млрд рублей. Вопрос ценообразования в данном случае является определяющим. Организация картеля исключает ценовое снижение на торгах: региональный рынок делится между компаниями, качество продукции которых трудно проконтролировать. Но есть и обратная сторона медали: очень важно следить и за случаями дикого демпинга, когда снижение на торгах сказывается на качестве продукта, а его себестоимость, образно говоря, низводится до рыночной цены упаковки.
Ответственность за техническую реализацию проекта возложена на Министерство просвещения РФ. Нельзя сказать, что здесь все проходит гладко. Есть трудности, связанные со слабым материальным обеспечением школ в регионах.
Александр Кравцов, министр просвещения РФ:
– Особая проблема – обеспечение горячим питанием в малокомлектных школах. Однако, большинство школ приведены в соответствие с требованиями Роспотребнадзора. При этом, все регионы были включены в проект с 1 сентября, а это более 7 миллионов школьников. Порядка 38 тысяч школ получили федеральную субсидию. 2300 школ будут получать субсидию с 1 января и 300 школ – после того, когда они приведут в соответствие инфраструктуру.
Обратная связь меняет подходы к контрактам
Антон Гетта рассказал об огромном значении простого, но очень эффективного механизма, который позволяет следить за качеством поставок. Это обратная связь с потребителем, с обязательной отработкой заявлений:
– Темой питания мы занимаемся с 2018 года. За это время накоплена целая база кейсов по решению проблем с горячим питанием. Также для контроля за ситуацией мы открыли горячую линию «Школьный завтрак», которую ведем совместно с Минпросвещения. По поступающим жалобам отрабатываются стандартные решения в регионах. Жалобы составляют примерно половину поступивших обращений. Каждому из обратившихся на горячую линию сообщают о возможности оставить жалобу, при этом многие предпочитают сделать это анонимно. Хотелось бы подчеркнуть, что каждая жалоба отрабатывается в обязательном порядке. 72% жалоб полностью закрыты, вопросы заявителей полностью решены. Налажена обратная связь с заявителями.
По словам эксперта, анализ поступивших обращений показывает, что их содержание схожее с тем, что было зафиксировано в 2017 году. Тогда Народным фронтом был проведен первый опрос по питанию, охвативший порядка 50 тыс. человек.
– Одного выделения федеральных средств недостаточно: требуется жесткий контроль за организацией процесса, за изменением качества услуги, – поясняет А. Гетта. – Статус федерального президентского проекта ко многому обязывает.
Кстати, по мнению некоторых специалистов и методологов закупочной системы, обратная связь с конечным потребителем продукта – это именно тот инструмент, который позволит совершить идеологическую реформу системы закупок, изменив ее фундаментальные принципы работы. «Конкуренция» и «экономия» на торгах перестанут быть ее приоритетными критериями эффективности, став в один ряд с «качеством продукта», «своевременностью поставки», «реальной востребованностью» и другими показателями.
Этот острый вопрос также был поставлен ребром в ходе конференции.
В частности, в 273 Федеральном законе сообщается, что горячее питание в школе – это мера соцподдержки. Если это действительно так, то совершенно непонятно, чем объясняется применение к этой мере соцподдержки односторонней логики законодательства о закупках, согласно которой должна возникнуть экономия на торгах. Ведь сообразно с идеями здорового питания на бюджетные деньги младшим школьникам следует наоборот дать как можно больше, вкуснее и как можно лучше. На детях экономить нельзя и гордиться экономией на школьных завтраках не корректно, считают многие эксперты.
Повсеместной особенностью поставок питания по социальным контрактам за последний год стал фактор приоритета местным (проверенным) товаропроизводителям. У Федеральной антимонопольной службы даже возникли вопросы по поводу данной практики в закупках. Однако судебная система встала на сторону регионов, решив, что именно качество продуктов, а не экономия на торгах в приоритете.
Валерий Алексеев, руководитель Бюро расследований ОНФ:
– Огромное спасибо Министерству просвещения за внимательную и не формальную работу, совместную работу с ОНФ по горячей линии. Еженедельно разбирается вся полученная информация, вплоть до каждой школы. Через систему питания можно действительно изменить подходы к социальной политике в стране и к системе контроля качества продуктов в целом.
Нормы права сквозь культуру питания
В ходе конференции были анонсированы новые проекты ОНФ в отрасли общепита: это Серия роликов по юридической подоплеке школьного питания с экспертами для общественников и Сравнительное исследование школьного и домашнего питания (пищевые привычки школьников). Как оказалось, все это имеет определяющее значение в работе отрасли.
Роспотребнадзором разработаны новые требования организации питания – настольные документы, которые должны прочно войти в практику каждой образовательной организации.
В частности, в ФЗ-47 введен новый понятийный аппарат, подводящий к новым приоритетам: «здоровое питание», «горячее питание», «качество пищевых продуктов». В 29-ФЗ «Об образовании» появились важные уточняющие формулировки: «Пищевая ценность меню должна соответствовать функциональному состоянию организма ребенка с учетом его возраста». А уже с 1 января вступают в силу «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Настольная книга для всех учреждений общепита – в том числе и коммерческих. В основу Требований положены принципы здорового питания, способствующие укреплению здоровья и снижению риска развития заболеваний.
Роспотребнадзором впервые установлены единые нормы организации питания детей всех возрастов, находящихся в различных типах и видах организаций с учетом принципов здорового питания, времени нахождения в организациях, национальных и географических особенностей. Документ предусматривает обязательность разработки меню для детей во всех типах детских организаций.
Кроме того, в Методических рекомендациях, специально подготовленных Роспотребнадзором, предложены четкие алгоритмы организации питания.
Предложены варианты базового меню для разработки региональных типовых меню. Документ детализирует требования к набору блюд завтраков и обедов. Предлагает методику расчета примерного технологического оборудования. Вопрос: какое должно быть оборудование – является одним из наиболее проблемных при организации питания в школе. В методических рекомендациях попытались на него ответить. Кроме методических документов Роспотребнадзор также начал выпускать памятки, которые выложены на сайте учреждения. Памятки адресованы: операторам питания, участникам мероприятий родительского контроля, есть специальные памятки для педагогов, учащихся и родителей.
Новосибирским ФБУН «НИИ Гигиены» разработаны сборники рецептур блюд и кулинарных изделий для детского питания. Данной подборкой документов уже пользуются порядка 1,5 тыс. школ. Они получают методическое сопровождение Роспотребнадзора и приходят к пониманию того факта, что возможно наличие разных видов меню (в том числе для детей с пищевыми особенностями).
Таким образом, обеспечена достаточно глубокая детализация программы бесплатного горячего питания, которая позволяет рассчитывать, что проект будет реализован на достойном уровне. Наконец, если есть единообразие подхода, то можно сравнивать результаты и говорить об эффективности организации питания в школе. А еще – предъявлять требования и работать над улучшением качества.
Дмитрий Глушко, заместитель министра просвещения РФ:
– На региональном уровне необходимо популяризировать единые стандарты организации питания. Вычищать поставщиков некачественной продукции в школы. Кроме того, горячее питание школьников подразумевает еще и социальную ответственность поставщиков. Это также должны учитывать в регионах.
Кто крайний? Директор школы
Вопрос персональной ответственности за качество питания в школе остается открытым. На этом акцентировал внимание руководитель Бюро расследований ОНФ Валерий Алексеев:
– Вопрос, кто отвечает за качество питания в школе, мы неоднократно поднимали, в том числе и перед Президентом. У нас есть предложение, чтобы директор школы перестал быть ответственным за качество питания. На эту идею Президент отреагировал положительно, поручив «отстегнуть контроль от директора в пользу муниципалитета». Это поручение 2019 года, которое до сих пор не исполнено. И поэтому мы, к сожалению, вынуждены наступать на одни и те же грабли. Руководители образовательных организаций вынуждены заниматься этим крайне трудоемким вопросом, вместе с исполнением огромного количества других, не менее важных обязанностей.
Помимо руководителей образовательных организаций контроль за качеством питания по закону также могут осуществлять Общественные палаты.
В рамках дискуссии была предложена некая оптимальная модель контроля (исходя из нормативов действующего законодательства), которая позволила бы распределить нагрузку. Условно говоря, существующая модель социального общепита раскладывается следующим образом: за деньги отвечает губернатор, за качество продуктов – региональные власти (29-ФЗ), за организацию – администрация школы.
Автор: Артур Королев
Комментариев пока нет