ako1
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Недешевые» лекарства – как выгоднее государству и людям?

Эффективность программы высокозатратных нозологий в цифрах и рекомендациях
«Недешевые» лекарства – как выгоднее государству и людям?
Теги: #Медицина

Новые подходы в закупках для обеспечения граждан дорогостоящими лекарственными препаратами изучили в Научно-исследовательском институте Минфина России.

Государственные закупки дорогостоящих лекарств – особая статья расходов. Периодически в СМИ звучат обсуждения попыток ее секвестировать, особенно в свете кризисных явлений в экономике. Однако для сотен и даже тысяч граждан России сокращение доли государственного участия в программе может быть равносильно смерти. Поэтому бюджет на закупку специальных лекарств в рамках социальных обязательств, несмотря ни на что, с годами растет.

Не последнюю роль в этом играет и естественный прирост пациентов. К сожалению, статистику не обманешь: в России растет потребление редких препаратов для лечения онкологических заболеваний.  В Российской Федерации с 2008 года действует программа «высокозатратных нозологий» (программа ВЗН), в рамках которой осуществляется обеспечение дорогостоящими лекарственными препаратами больных такими заболеваниями как гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, рассеянный склероз и другими. В данной программе пациенты получают обеспечение необходимыми им препаратами за счет средств федерального бюджета. И по мере появления новых технологий в лечении, номенклатура заболеваний, для которых лекарства закупаются централизованно, растет: с начала действия программы она увеличилась вдвое, и сегодня включает в себя  14 нозологий.

По мере расширения программы, запущенной больше десяти лет назад, чтобы снизить нагрузку на региональные бюджеты, логично встает вопрос о том, как изменилась ее структура, насколько она соответствует изменившемуся ландшафту терапевтических возможностей, и можно ли повысить ее эффективность.

Но для того, чтобы делать выводы, нужны конкретные цифры. Что и сколько закупает Российская Федерация по программе ВЗН, сообщает свежий независимый анализ Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина России.

В 2018—2019 годах систему критиковали за то, что она, якобы, идет на поводу у зарубежных производителей лекарств, которые завышают цены. Однако глубокий анализ рынка убеждает в том, что, по крайней мере, применительно к дорогостоящим препаратам, это не так. Расходы программы ВЗН за 10 лет увеличились незначительно, при том, что количество высокозатратных нозологий выросло вдвое. Нельзя не отметить, что заметно выросла экономия государственных средств, сформировавшаяся в результате снижения стоимости лекарственных препаратов в рамках обязательных закупочных процедур. В частности, общий объем экономии составил к 2020 году почти 25 млрд рублей в год.

Основной принцип действия программы ВЗН — включение новых препаратов не должно приводить к увеличению нагрузки на бюджет.

При этом снижение стоимости препаратов зачастую происходит не только в силу особенностей законодательства, но из гуманитарных соображений самих производителей лекарств. Так, в 2019 году разработчик инновационного подкожного препарата для лечения гемофилии выразил готовность снизить цену на препарат в четыре раза, выразила готовность снизить цену на препарат в четыре раза, чтобы больше пациентов смогли воспользоваться его преимуществами в рамках программы ВЗН, без необходимости задействовать средства региональных бюджетов.

Программа ВЗН в цифрах

В структуре расходов программы ВЗН за период с 2014 по 2020 гг. по группам нозологий большая часть закупок приходится на нозологии «ЗНО лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей» (32,4% общего объема расходов – 105,98 млрд руб.), «Гемофилия» (30,3% – 98,95 млрд руб.), «Рассеянный склероз» (21,8% – 71,15 млрд руб). Суммарно на три эти группы нозологий приходилось 84,5% (276,08 млрд руб.) всех расходов программы.

В ряде случаев (дорназа альфа, имиглюцераза, фактор свертывания VIII + фактор Виллебранда, терифлуномид, экулизумаб, такролимус) экономия, сформировавшаяся в результате снижения стоимости закупок лекарственных препаратов, была направлена на увеличение объемов закупок в натуральном выражении и расширение охвата больных соответствующей терапией.

В других случаях (бортезомиб, иматиниб, ритуксимаб, флударабин, глатирамера ацетат, интерферон бета-1а, микофеноловая кислота, микофенолата мофетил, циклоспорин, леналидомид, адалимумаб) в 2014—2020 гг. снижение средней стоимости закупок лекарственных препаратов приводило к экономии расходов программы ВЗН.

Новые технологии в приоритете

Чтобы повысить эффективность расходов федерального бюджета на дорогостоящие лекарственные препараты, в НИФИ предлагают несколько стратегий.

Во-первых, при оценке предложений о включении лекарственного препарата в программу ВЗН предлагается учитывать все релевантные направления расходов федерального бюджета на лекарственное обеспечение.

Во-вторых, эксперты предлагают создать прозрачный механизм перераспределения экономии, полученной вследствие удешевления лекарственных препаратов, ранее включенных в ВЗН и стоимость, которых снизилась по различным причинам, в том числе в связи с выходом аналогов.

В-третьих, для увеличения размера такой экономии возможным представляется исключать из программы ВЗН лекарственные препараты, цена которых существенно сократилась и которые более не являются дорогостоящими.

В-четвертых, предлагается реализовать механизм включения препаратов в программу ВЗН по определенным показаниям.

Наконец, имеет смысл использовать соглашения о разделении рисков с фармпроизводителями и (или) дистрибьюторами. Разделяемые риски могут быть связанными как с эффективностью новых лекарственных препаратов, так и с количеством пациентов, которые будут их получать.

Редакция Цифровых закупок считает данные предложения важной отправной точкой для широкого обсуждения вопроса о совершенствовании программы высокозатратных нозологии при одновременном повышении эффективности государственных расходов и расширении доступности современных методов терапии для российских пациентов.

Факт

Государственная программа «Семь нозологий» стартовала в 2008 году (основанием для начала работы программы «Семь нозологий» послужил ФЗ О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» N 132-ФЗ от 17 июля 2007 года).

Справка

  • Федеральная программа Минздрава «14 высокозатратных нозологий» существует с 2008 года. Изначально в нее входило семь заболеваний, в 2018 году добавилось еще пять, а в конце 2019 года — еще два. В рамках «14 ВЗН» Минздрав собирает от регионов заявки на наиболее дорогостоящие лекарственные препараты и закупает их за счет средств федерального бюджета. С 1 января 2019 года действует перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также лиц после трансплантации органов и (или) тканей и другими заболеваниями, которые не поддаются полному излечению (утверждён распоряжением Правительства РФ от 10.12.2018 г. № 2738-р). Общее количество пациентов с подпадающими под программу заболеваниями в 2020 году составило 149 254 человека, в заявке на 2021 год — более 165 тыс. человек. Ранее Минфин уточнял, что в 2020 году на программу «14 ВЗН» выделено 61,8 млрд руб., в проекте бюджета на 2021 год заложено 64,3 млрд руб.

В 2020 году доля российских препаратов в госзакупках в рамках самой дорогостоящей лекарственной госпрограммы высокозатратных нозологий достигла 42,7%. В 2011 году этот показатель составлял 5%). В проекте бюджета программы ВЗН на 2019—2021 гг. предусмотрено увеличение финансирования по программе высокозатратных нозологий с учетом расширения данной программы.

8 октября 2020, 11:35
241
Теги: #Медицина
Ещё по данной теме