Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Наукоемкий бизнес Новороссии – предприятия будущего из зоны СВО

Опыт жизнеспособного развития от Мелитопольского завода турбокомпрессоров
Наукоемкий бизнес Новороссии – предприятия будущего из зоны СВО
Теги: #Донбасс #Индустриализация

Всероссийский Форум-выставка «ГОСЗАКАЗ», состоявшийся весной в Москве, стал крупнейшим смотром экономического и производственного потенциала новых регионов России. В нем приняли участие десятки предприятий Донбасса и Северного Причерноморья. Настоящим открытием для российских заказчиков оказался средний промышленный бизнес Новороссии. Это наукоемкие производства, способные решать задачи высокой сложности, встраиваясь в кооперационные цепочки крупных заказчиков.

Исторической особенностью развития четырех субъектов стал доступ к индустриальному наследству советской цивилизации частных предпринимателей. В некоторых случаях удалось создать действительно прогрессивные наукоемкие предприятия, сохраняющие эффективность и рентабельность даже в самых суровых условиях СВО. Этот опыт заслуживает внимания и изучения. Об этом в интервью одного из экспонентов коллективного стенда предприятий Новороссии. Руководитель Мелитопольского завода турбокомпрессоров КОНСТАНТИН МОРОЗ о строительстве промышленного бизнеса, жизнеспособного в любой среде.

– Константин Викторович, назовите главные конкурентные преимущества предприятия, которое вы возглавляете.

– В нашей отрасли все очень быстро меняется с технологической точки зрения. Мы используем новое высокопроизводительное оборудование, нацеленное на серийное производство: так называемые многопалетные станки, обрабатывающие центры, которые позволяют за одну установку обрабатывать 6 деталей. Кроме того, у нас введены практически все методы контроля качества сплавов: оптико-эмиссионные методы контроля сплавов химического состава, машины для определения предела прочности, металлотвердости и т.д. Присутствуют все технологические процессы термической обработки, сварка трением. То есть все необходимые для производства турбокомпрессоров процессы.

Пожалуй, основное конкурентное преимущество состоит в том, что локализация производства турбин на нашем предприятии составляет 95%. Практически все детали, необходимые для производства турбин, делаются на собственных мощностях. Это позволяет оперативно решать любые производственные задачи.

– Литейный цех в том числе? Вы унаследовали эти компетенции от советской системы центролитов?

– Фундаментом для кадровой базы нашего предприятия можно считать Запорожский машиностроительный институт имени В.Я. Чубаря – передовое советское учебное заведение с инженерно-физическим факультетом (физика металлов и сплавов). Многие наши специалисты сейчас работают именно в той отрасли, для которой их растила страна. СССР обладал образовательной системой высочайшего качества. Приведу пример: студенты на лабораторных занятиях проводили плавку в вакуумной печи и заливку никелевых сплавов. Сегодня такое трудно себе представить. Для нас это была обычная практика –  приобщение к настоящим производственным процессам. Этого катастрофически не хватает современной системе образования. При таких кадрах мы взяли лучшее и от коммерческой среды: вошли в бизнес, условно говоря, «из гаражей», постепенно наращивали мощности. При этом, как правило, не пользовались сторонним финансированием, вкладывали в развитие собственные ресурсы. Являемся не только соучредителями компании, но и его сотрудниками, инженерами и рабочими. При таком административном устройстве бизнеса у его руководителей есть живая заинтересованность в том, чтобы предприятие работало максимально эффективно и технологично.

– Возможна ли диверсификация вашей продуктовой линейки? Переход от турбокомпрессоров к другим заказам и видам оборудования?

– Готовы рассматривать любые позиции, на которых можно зарабатывать. Сложился устойчивый рынок потребления. К примеру, мы можем производить запорную арматуру. Сейчас этот функционал у нас отработан в виде литья, но если мы добавим технические мощности, то сможем производить сферические краны, задвижки разных типов (как для жилищного строительства, так и для промышленных целей).

– Компания ориентирована только на внутренний рынок?

– Не только. Экспорт нам в равной степени интересен. Мы принимали участие в международных выставках. Полезным с технологической точки зрения оказался опыт экспозиции в Лейпциге. Рассчитываем, что достаточно перспективным для нас окажется и участие в XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».

– Каковы масштабы производства, его возможности?

– Сейчас у нас порядка 150 рабочих мест. Несмотря на то, что предприятие небольшое – производство очень эффективное, автоматизированное и эргономичное. К примеру, мы в совершенстве владеем технологией литья по выжигаемой модели. При каждой плавке металла проводится обязательный контроль химического состава. Применяется оптико-эмиссионный спектрограф, который позволяет автоматически доводить сплав до нужных параметров при контроле температуры. Пенопласт сгорает и его место занимает металл. Данная технология имеет несколько большую себестоимость, чем литье в песчано-глинистые формы, однако она позволяет отливать детали средней и высокой сложности. Можем просчитывать свойства материалов, жестко выполняя технические требования к каждой детали.

– Возникают ли сложности с переходом к российским стандартам? Нужно ли обязательное раскрытие технических данных по импортным запасным частям и деталям машин, которое позволит наладить обратный инжиниринг?

– В чертеже, как правило, есть система допусков и посадок: методика, которая определяет диапазон точности изготовления детали. И при обратном инжиниринге мы можем отсканировать, то, что имеем фактически на текущий момент. Для этого необходима инженерная проработка всех нюансов. Однако, чтобы настроить процессы реверс-инжиниринга требуется больший штат сотрудников, способных заниматься сертификацией и решением различных юридических вопросов. Не хватает специалистов бюрократической системы и понятных правил работы самой этой системы. С нашей стороны это требует большого объема непроизводственных затрат и усилий. Считаем, что данными вопросами должны заниматься не производители и не бизнес, а, к примеру, региональные центры поддержки предпринимательства. Необходимо снять с нас юридические вопросы и сложности согласования. Это касается любых вопросов стандартизации и сертификации (причем, это касается не только обратного инжиниринга). Такие органы исполнительной власти должны заниматься всеми вопросами согласования с заказчиком, тогда решение индустриальных задач будет происходить максимально быстро.

– До начала деструктивных событий на Украине Донецко-Криворожский промышленный узел представлял из себя единый и сложный организм, связанный кооперационными цепочками во всех уровнях: от образования до сбыта. Может ли эта система выжить в разобранном, дефрагментированном виде?

– Нам с производственной точки исторически интересны: Одесса, Днепропетровск, Харьков и Запорожье. Это те органические связи, которые формировали нашу индустриальную систему. Очень надеемся, что эта система будет каким-то чудом собрана без разрушения предприятий и институтов.

Справка

Группа компаний “Турбоком”, специализация:

  • Производство турбокомпрессоров;
  • Литейное производство аллюминия и цветных сплавов;
  • Литейное производство чугуна и стали.

Завод занимается изготовлением турбокомпрессоров для всех видов автомобильной и сельскохозяйственной техники, которая производится в странах СНГ, а также для различных зарубежных моделей, в частности для японской спецтехники KOMATSU. Очередное техническое достижение предприятия – запуск в этом году серийного производства ТКР для таких транспортных средств, как: Mercedes, Audi, Volkswagen, Renault,Ford, Tata, Foton.

Мелитопольский завод турбокомпрессоров” планирует до конца 2023 года увеличить производство более чем в 20 раз за счет модернизации предприятия с помощью привлечения средств из регионального Фонда развития промышленности Запорожской области.

Автор: Андрей Троянский    

11 июля 2023, 15:38
462
Теги: #Донбасс #Индустриализация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.