В Торгово-промышленной палате России призвали внедрять в государственный и корпоративный заказ экосистемное мышление.
Промышленный лизинг имеет смысл определить в особую категорию развития, отделив его от лизинга розничного (торгового). В России первый пока представлен достаточно слабо. Основные игроки нашего внутреннего рынка – это большие «стоковые» компании, торгующие готовой продукцией в розницу и распределяющие ее потоки в симбиозе с банками.
В отличие от них промышленный лизинг – это спутник производства, генератор и интегратор индустриализации. Его миссия – помогать бизнесу технически перевооружаться и переоснащаться плодами прогресса. А еще промышленный лизинг – это, как правило, часть экосистемы: большого экономического цикла в котором разные участники заинтересованы в работе на конченый результат и разделяют ответственность за его экономический успех.
Денис Осокин, председатель Совета Лизингового Союза, генеральный директор «Дельта-Ойл-Лизинг»:
– Лизинг, как механизм развития – это когда корпорация Nvidia сдает в лизинг чипы компании OpenAi (сделка огромного масштаба). К сожалению, мы в России до такого уровня пока не поднялись и занимаемся стоками больше, чем производством. РФ уже фактически встроена в экосистему, но она не наша. Она Китайская, в ней китайские автомобили везут китайские товары, созданные за счет китайских средств производства и обеспеченные их целевыми кредитными ресурсами. Перед Россией стоит ребром вопрос построения экосистемы лизинга, где спутником производителя будут государственные и финансовые организации. Хочется верить, что первые шаги в этом направлении мы уже делаем.
Владимир Гамза, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике:
– По большому счету, нам предстоит работа по перестройки всей лизинговой отрасли на новых принципах.
Необходимо, чтобы лизинговый бизнес наладил прямые отношения с производителями высокотехнологичного оборудования, считает Руслан Игилов, советник по стратегическому развитию производственного холдинга «ФИД» (нефтедобыча). Руслан Игилов жестко раскритиковал розничный подход в лизинге.
– Печаль одна – сплошная розница, сплошные брокеры, сплошные агенты. Это слово режет ухо.
По его словам, необходимо работать централизованными, капиталоемкими и высокотехнологичными циклами. Потенциал России вполне позволяет работать такими масштабами.
– Необходимо перейти от классической модели финансирования к формированию комплексных экосистем в рамках нацпроектов. Лизинговые компании должны научиться работать в рамках финансово-промышленных групп (ФПГ), – считает Игилов.
По мнению эксперта, конкретные задачи нацпроектов обязывают действовать именно в такой экономической логике. Розничный масштаб не соответствует национальным интересам развития. Нужна осмысленная государственная политика по внедрению лизинга в горизонт корпоративного бизнеса.
Причем лизинг отечественных средств производства, готового, оборудования, робототехники, электроники, спецтехники может быть приоритизирован в рамках политики импортозамещения. Государство уже реализовало приоритет национальных интересов в закупках корпораций по 223-ФЗ, приняв ПП №1875. Распространение аналогичных условий на лизинг, может рассматриваться не просто как протекционизм, а в первую очередь как «принуждение корпораций к развитию». Такая политика уже приносит результаты в рамках работы топливно-энергетического комплекса (повышение нефтеотдачи пласта, а не просто переход на импортозамещенное оборудование).
Высокая зависимость лизинга от ключевой ставки и от слабого желания банковской системы участвовать в проектах реальной экономики заставляет искать обходные пути.
ЦФА рассматриваются как альтернативная форма увеличения финансирования в период недоступных кредитных ресурсов.
На рынке уже есть практика выпуска цифровых финансовых активов лизинговыми компаниями. Такой опыт есть у ГТЛК и частных игроков. В основном, это были стандартные долговые инструменты, чем-то напоминающие облигации. Однако процедура их выпуска значительно проще. В сравнении с классическим банковским кредитом ЦФА также выигрывает по условиям: поскольку отпадает необходимость предоставлять залог. Кроме того, в ЦФА нет требований по лимитам, как в случае с банковскими деньгами.
ЦФА позволяет выпускать не только долговые инструменты.
Олег Ушаков, председатель комиссии по цифровым финансовым активам Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике ТПП РФ:
– У нас сейчас в работе, создание инновационного финансового инструмента с одной из лизинговых компаний из Республики Татарстан. Мы формируем механизм, который будет одновременно квалифицироваться и как ЦФА, и как форма исламского банкинга. Суть в том, что лизинговая компания привлекает финансирование. Однако это не классический долг: инвестору предоставляется часть доходов от будущих доходов лизинговой компании. Получается, что инвестор в каком-то смысле тоже участвует в бизнесе, но, при этом, не входя в капитал. Таким образом, мы имеем дело с беспроцентным займом. Доходы от деятельности лизинговой компании, проходят отдельной статьей бухгалтерского учета и находятся на отдельном счете. К этой информации предоставляются уровни доступа.
По словам Ушакова, уникальная специфика данной модели инвестирования заключается в том, что бизнес возвращает заемные средства из рыночной прибыли от реализованного проекта, а не из оборотных средств. Такая же логика действует в форвардных контрактах. Т.е. это полноценное проектное финансирование.
Утилитарные цифровые права (УЦП) – токен, который дает право инвестору требовать передачи имущества от лица, которое выпустило УЦП. В переводе – это форма авансирования будущей поставки или цифровой товарный вексель. Лицо, которое выпустило УЦП, обязано передать имущество.
Примечательно, что УЦП регулируются другим законом – «Об инвестиционных платформах». Где в частности говорится, что УЦП может удостоверять передачу объекта. Т.е. УЦП может выступать цифровым аналогом складского свидетельства. При этом УЦП имеют вторичный оборот. Соответственно любой потенциальный объект, который не находится в биржевом обороте, может быть передан в квазибиржевой оборот на инвестиционных платформах. А значит, токенизировано может быть практически любое имущество (от вагонов, до станков).
Нельзя не заметить, что в логике государственных институтов развития лизинг также не является розничной системой. Для правительства лизинг оказался верным проводником субсидий в приоритетные отрасли.
Через ФРП предоставляется целый букет льгот на промышленное и технологическое оборудование. Две магистральных госпрограммы: 1) На оборудование легкой промышленности (в скромном объеме 2 млрд рублей в год). 2) Подведомственная программа Минпромторга России «Лизинговые проекты» (бюджет программы, по сути, не ограничен: по поручению Президента, он должен ежегодно докапитализироваться на 50 млрд рублей).
Роль лизинговой компании в таком формате является ключевой: она выступает проводником между клиентом, ФРП и поставщиком оборудования. Координатор, который по совместительству еще и софинансирует сделку. Причем в структуре финансирования на долю ФРП приходится почти половина, а фиксированная ставка ФРП 5% (для импортного) или 1% годовых (для отечественного оборудования) несоизмерима с рыночной стоимостью денег.
Автор: Андрей Троянский


Комментариев пока нет