Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

«Система закупок – это единое экономическое пространство»

В ФАС намерены распространить на 223-ФЗ успешные практики регулирования из области 44-го закона
«Система закупок – это единое экономическое пространство»
Теги: #Артем Лобов #Михаил Евраев #ФАС

Представители ФАС рассказали о правоприменительной практике 44-ФЗ и 223-ФЗ и результатах контрольной деятельности ведомства. В ближайшей перспективе электронную систему закупок ждут важные корректировки, в том числе и связанные с ростом технических возможностей контрактной системы.

Большая часть процедур от торгов до исполнения контрактов уже оцифрована, а значит, у антимонопольного ведомства появилось больше рычагов создания конкурентной среды. Также ФАС представил публике свои предложения по реформированию 223-ФЗ, где процедурная деятельность заказчиков фактически не поддается контролю со стороны государства. Долгое время эта тема оставалась табуированной, несмотря на то что 2/3 от общего объема государственных закупок осуществляются именно в рамках 223-ФЗ. Удачный опыт реформирования 44-го закона вдохновил антимонопольное ведомство на первый шаг. Правда, по словам Михаила Евраева, на внедрение поправок, предложенных ФАС, может уйти около двух лет.

По данным ФАС, в области 223-ФЗ резко возросло количество рассмотренных ведомством жалоб.

– Мы это связываем с принятием в прошлом и позапрошлом году ряда норм, которые вывели определенные правила участия субъектов малого предпринимательства в закупках; появились базовые элементы по закупочным процедурам в крупных закупках, – объясняет начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Артем Лобов. – Бизнес увидел эти правила и поверил, что свои права можно защитить в наших территориальных управлениях, и активно начал обращаться к нам.

Лобов напомнил, что жалоба – это не просто показатель несовершенства системы закупок, а инструмент, который позволяет оперативно восстановить права участника (вернуть его на закупку или внести изменения в закупочную документацию). Раз бизнес пользуется этим механизмом, значит, он в него верит.

Статистика по обращениям о включении в Реестр недобросовестных поставщиков также растет. А вот это, по мнению антимонопольщиков, является тревожным фактором. Поскольку во многих случаях реестр превращается в инструмент борьбы с «неугодными» компаниями. Неисполнение обязательств зачастую связано с недобросовестностью самого заказчика, который, например, затягивает предоставление документации, чтобы избавиться от «неугодного» поставщика.

Еще одна проблема, с которой столкнулись в ФАС, это неоднозначная трактовка положения 94-го закона, которая позволяет заказчику закупать товары, работы, услуги как у единственного поставщика у организации, обладающей исключительными полномочиями по поставке таких ТРУ. Ряд регионов начал трактовать эту норму своеобразно, решив, что властям региона дана привилегия наделять такими исключительными свойствами конкретного поставщика. ФАС выявил 12 регионов РФ, которые некорректно воспользовались этим правом. В основном нарушения касаются рынка фармацевтической продукции. Подведомственные организации, которые определены в качестве единственного поставщика в этих регионах, работают по 223-му закону, по правилам, которые определяет для них регион. Проверка этих компаний показала как минимум отсутствие экономии при госзакупках фармпрепаратов. А как максимум – ограничение конкуренции. Администрации искусственно создали местную монополию на поставку фармпрепаратов для нужд региона. ФАС предлагает решить эту проблему, изменив формулировки в законе таким образом, чтобы они не допускали неоднозначной трактовки.

Закупка (у единственного поставщика) готовых объектов недвижимого имущества – проблема, которая давно беспокоит ФАС. В регионах воспринимают эту практику как неизбежную необходимость, но в антимонопольном ведомстве видят в этой практике очевидное ограничение конкуренции. Во многих случаях норма закона, позволяющая купить давно построенный объект, используется местными властями для действий в обход конкурентных процедур, чтобы, заранее договорившись с конкретным предпринимателем, приобрести здание на государственные деньги.

– Это обход конкурентных процедур, но квалифицируем мы его не через 44-ФЗ, а через 135-й Закон «О защите конкуренции» – по сути, сговор органов государственной власти с предпринимателями с целью устранения конкуренции, – объяснил Лобов.

Особый акцент ФАС в ближайшие годы – на реализацию национальных проектов. С прошлого года территориальным управлениям ФАС дано поручение ежемесячно проводить не менее 10 проверок реализации нацпроектов по соответствующему субъекту РФ.

Замруководителя ФАС Михаил Евраев рассказал о новой практике антимонопольного ведомства, которая помогает заказчикам и поставщикам трактовать систему закупок как единое экономическое пространство. ФАС занимается унификацией правоприменительной практики, чтобы исключить случаи разной трактовки закона, в том числе и в судебной практике. Для этого антимонопольное ведомство на постоянной основе организует совещания по конференц-видео-связи с региональными отделениями, уполномоченными представителями заказчика. В режиме диалога обсуждается стратегия ФАС в сфере госзаказа.

18 февраля 2020, 16:08
648
Теги: #Артем Лобов #Михаил Евраев #ФАС

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.