Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Почти 40% госзакупок в рамках 44-ФЗ расторгнуты без оснований

ФАС предлагает защитить поставщиков от несправедливости
Почти 40% госзакупок в рамках 44-ФЗ расторгнуты без оснований
Теги: #44-ФЗ #Госзакупки #Право поставщика #расторжение

Об этом рассказал замглавы ФАС Михаил Евраев, заявив, что такая статистика демотивирует предпринимателей участвовать в тендерах. Представители бизнеса жалуются, что более сильная позиция госорганов в контрактах приводит к банкротствам, а независимые эксперты предложили создать реестр недобросовестных госзаказчиков.

ФАС рассмотрела почти 13,9 тыс. случаев одностороннего расторжения контрактов по инициативе заказчиков в рамках 44-ФЗ в 2019 году, рассказал «Известиям» Михаил Евраев. При этом 5 тыс., или 36%, сделок были отменены без оснований, подчеркнул он.

Прекратить контракт можно, если контрагент не исполняет обязательства по нему. В такой ситуации исполнитель теряет не только сам договор, но и финансовое обеспечение, пояснил замруководителя ФАС. Это правильно, когда предприниматель сорвал контракт, но несправедливо, если факт недобросовестного поведения впоследствии не подтвердился, уверен Михаил Евраев. У бизнесменов нет возможности обжаловать решение заказчика во внесудебном порядке, подчеркнул Михаил Евраев. Для баланса интересов сторон он предложил наделить их этим правом. Это можно совместить с рассмотрением в ФАС вопроса о включении исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков, считает замглавы ФАС.

Важный нюанс: исполнитель теряет контракт и обеспечение по нему (до 30% цены контракта) даже если суд впоследствии признает исполнителя добросовестным и не включит в Реестр недобросовестных поставщиков. По словам экспертов, разрыв контракта в одностороннем порядке нередко приводит к банкротству предприятия: те затраты, которые на него ложатся в процессе, ему не компенсируют.

Подрядчики далеко не всегда осмеливаются обжаловать действия госорганов и муниципалитетов в суде. Часто бизнес проявляет нерешительность в отстаивании своего, так как понимает, что может больше не получить заказов от ведомства, с которым вступил в противостояние. Иногда должностные лица расторгают контракты просто для перестраховки. При малейших подозрениях, что договор не будет исполнен надлежащим образом, они опасаются, что им самим могут инкриминировать преступление.

Тем не менее, в Минфине успокаивают, что количество прекращенных в одностороннем порядке контрактов (13,9 тыс.) составляет лишь 2% от общего числа расторгнутых обязательств (667 тыс.) и 0,4% от всех заключенных договоров (3,6 млн). Это низкие показатели, уверены в ведомстве. Там также добавили, что разрабатывают законопроект, который в том числе повысит прозрачность процедуры расторжения.

В Минэкономразвития предлагают сначала разобраться в проблеме, проведя анализ причин несправедливого расторжения контрактов.

Кроме несправедливых потерь со стороны поставщиков у одностороннего расторжения контрактов может быть и определенная коррупционная составляющая. В частности, одностороннее расторжение договора (без надлежащих оснований со стороны заказчика) наводит на мысль, что в торгах победил тот подрядчик, которого организаторы не хотят видеть. Не исключено, что в дальнейшем, освободившееся место займет угодный заказчику поставщик.

28 января 2020, 13:25
698
Теги: #44-ФЗ #Госзакупки #Право поставщика #расторжение

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.