Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Почему школы не покупают отечественные ноутбуки?

Низкие требования к качеству российской сборки, заточка под иностранных поставщиков, нечеткие образовательные стандарты...
Почему школы не покупают отечественные ноутбуки?
Теги: #Импортозависимость #Образование #Софт

Регионы России с начала года потратили 1,35 млрд рублей на закупку иностранных ноутбуков и другой техники в школы. Отечественные компании, при этом,  сообщают, что их товары искусственно не проходят по установленным критериям, часть из которых выглядит явно излишней. Почему школы получают зарубежную технику и учат детей иностранным программам?

Российские IT-компании попросили временно приостановить госзакупки ноутбуков для школ. Техника приобретается для образовательных учреждений согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда». Напомним, в конце мая сразу несколько регионов России оказались в «красной» зоне мониторинга Минпросвещения. Ведомство отмечает, что руководители этих территорий заваливают исполнение нацпроекта «Образование»: вовремя не назначили конкурсы и не сумели освоить бюджетные средства.

Просьба связана с тем, что отечественные производители не могут принять участие в таких закупках: требования заточены под иностранных производителей, поэтому российские девайсы попросту не проходят по критериям. Из-за этого с начала 2021 года регионы закупили зарубежное оборудование на 1,35 млрд рублей. Самые крупные закупки провели Институт развития образования Пермского края (на 461,3 млн рублей) и министерство образования и науки Кузбасса (на 353,1 млн). Такую ситуацию в письме к вице-премьеру Дмитрию Чернышенко описали глава Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Ренат Лашин и глава Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники Иван Покровский.

В современной России система образования была ориентирована на зарубежные технологии, а большинство электронных ресурсов основаны на иностранных разработках. Такое мнение  высказал генеральный директор «МойОфис» Дмитрий Комиссаров. «Это привело к формированию привычки работы преподавателей и учащихся только с определенным ПО. В то же время, в России существуют и активно развиваются достойные отечественные альтернативы, которые способны заменить иностранные программные продукты», – отметил Комиссаров.

По словам Комиссарова, для развития российской IT-отрасли, и тем более, формирования цифрового суверенитета, потребуется переориентировать систему образования на передовые отечественные разработки. Кроме того, в самой школьной программе нужно уделить изучению отечественного софта большее внимание.

Помочь российским IT-компаниям очень непросто

Дмитрий Комиссаров добавил, что для ухода российской сферы образования из зависимости от западного софта нужно сделать изменения на законодательном уровне. Эксперт считает, что Минпросвещения должно создать новые требования для образовательных госстандартов. Они должны быть сфокусированы на отечественном ПО, однако иностранный софт в программе тоже должен присутствовать.

Исполнительный директор Artezio Павел Адылин в комментарии «ФедералПресс», напротив, отметил, что российские производители пока не могут конкурировать с зарубежными в нише доступной техники для школ. «Как правило, образовательные учреждения ориентируются на закупку качественной техники по меньшей цене. Предложить наилучший баланс «цена-качество» могут бренды, которые обеспечивают собственное массовое и дешевое производство вычислительной техники и обладают международными каналами ее дистрибуции», – отметил он.

Крупные иностранные компании имеют доступ к дешевым комплектующим и массовой сборке. Из-за этого такие бренды могут устанавливать минимальные цены на рынке, обеспечивая себе достаточный доход благодаря большому объему продаж по всему миру.

Решить проблему законодательными инструментами, безусловно, можно. Но это приведет к росту стоимости оборудования, его придется закупать у отечественных компаний по более высокой стоимости или довольствоваться более низким качеством, считает Адылин. Он добавил, такой шаг приведет поможет только российским сборщикам оборудования, а не производителям: компьютеры будут собираться в основном из более дешевых импортных комплектующих.

Павел Адылин считает, что разумным было бы поддержать весь цикл производства вычислительной техники, «но об этом говорить пока очень рано, поскольку у нас нет массового производства современных микросхем, которые могут конкурировать на международном рынке».

Аналогичная проблема и со специализированным софтом, хотя в этой сфере, по словам эксперта, российские разработчики стали более конкурентоспособны. Однако, иностранные компании имеют специальные ценовые предложения для школ, иногда софт предлагается им бесплатно. «Поэтому образование стоит перед сложной дилеммой – получить качественное оборудования и ПО от зарубежных компаний или закупать российское, но дороже и с неясной перспективой качества программного обеспечения и его поддержки», – заключил Адылин.

Как сообщил источник РБК, глава Минцифры Максут Шадаев подготовил доклад на тему закупок иностранного оборудования в школы вице-премьеру Дмитрию Чернышенко. В ведомстве подчеркнули, что методические рекомендации для школ не должны искусственно отсеивать российские компании. Также в министерстве считают, что импортозамещение должно удовлетворять запросы образовательных организаций. При этом основной приоритет – потребности школ.

Избыточные требования к отечественной технике

В письме указывается, что закупки техники для школ составляются таким образом, что под требования может подходить продукция лишь определенных компаний, и зачастую – одного конкретного зарубежного производителя.

Председатель совета директоров «Базальт СПО» Алексей Смирнов в комментарии «ФедералПресс» отметил, что российские ноутбуки все же могут конкурировать с зарубежными и по качеству, и по цене. «В письме как раз говорится о наличии требований, несущественных для использования в школе, например максимальный вес ноутбука в 1,8 кг отсекает отечественных производителей, а 2,1 кг – уже нет. То есть достаточно убрать искусственно созданные препятствия», – рассказал Смирнов.

По его словам, с закупкой софта для школ проблема схожая. В требованиях указываются очень конкретные требования, к которым могут подойти только привычный для учителей зарубежный софт. «В проекте требований предусмотрено использование отечественного ПО, а в текущих закупках указывают исключительно зарубежное. При том, что есть большой опыт использования отечественного ПО в школах», – указал эксперт.

Директор по развитию направления клиентских устройств производителя компьютерной техники «Аквариус» Дмитрий Захарченко рассказал, что каждый регион должен выполнять федеральные стандарты в закупке, однако может и ужесточать правила так, что круг возможных поставщиков сужается до иностранных компаний. К примеру, регионы могут указать наличие шторок для камер ноутбуков.

По словам Захарченко, в закупках встречается требование о наличии сканеров отпечатков пальцев. Для частного пользователя такое требование нормально, однако для школы, где одним ноутбуком, вероятно, будут пользоваться десятки человек, – явно излишнее. Другой вопрос – легальность использования биометрических данных детей, если сканер все же будет настроен.

Захарченко согласился, что техника российских производителей полностью соответствует рекомендациям Минпросвещения. «Если регионы не будут придумывать дополнительные требования, которые не влияют существенно на функционал устройств, то уже сейчас во всех конкурсах нацпроекта «Образование» могут быть использованы отечественные ноутбуки, и доля российского оборудования в закупках для образования сразу значительно вырастет», – отметил он.

Источник

1 июня 2021, 11:39
346
Теги: #Импортозависимость #Образование #Софт