Конкурс журналистов
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

ГТЛК заходит в портовые проекты

Компания создает новую структуру для портовых активов
ГТЛК заходит в портовые проекты
Теги: #Госкомпании #ГТЛК #Минтранс #Нацпроекты #Порты

Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может «подстраховать» реализацию портовых проектов, которые внесены в комплексный план модернизации инфраструктуры, но их исполнение под вопросом.

Госкомпания создает ООО «ГТЛК-Инфраструктура», которое будет заниматься оценкой проектов и финансовой поддержкой самых жизнеспособных.

Сейчас, говорят источники “Ъ”, на очереди нефтепродуктовый терминал «Витино» в Мурманской области, угольные «Чайка» в Диксоне и УППК «Север» в Находке.

По мнению аналитиков, идея не лишена смысла и в случае удачи позволит скорректировать в магистральный план, который будет меняться из-за долгосрочного ухудшения конъюнктуры заложенных в него грузов.

ГТЛК планирует создать дочернее ООО «ГТЛК-Инжиниринг», в которое выделит свои инфраструктурные проекты, отделив их от базового лизингового бизнеса. Об этом рассказали источник, знакомый с планами компании, и собеседник на рынке. В ГТЛК отказались комментировать вопрос до заседания совета директоров, намеченного на 16 декабря.

Идея создания отдельной компании возникла с пониманием, что без отдельной специализированной структуры ГТЛК не сможет развивать в дальнейшем проект «Лавна».

Сейчас в ООО «Морской порт Лавна», выступающем концессионером строительства угольного терминала на 18 млн тонн, ГТЛК принадлежит 5%. Но территории вокруг порта можно развивать и далее, в частности, рассматривая возможность строительства комплекса по перевалке углеводородов, химических грузов и так далее, что без специализированной структуры, имеющей соответствующие компетенции, невозможно.

Новое ООО сможет фильтровать инфраструктурные проекты, выбирая жизнеспособные, и финансировать их на начальной стадии, до привлечения заемного финансирования.

Компетенции нового ООО могут распространиться на проекты из комплексного плана модернизации инфраструктуры, которые способствуют реализации долгосрочной программы развития ГТЛК. Это, в частности, нефтепродуктовый терминал «Витино» в Кандалакше, угольные «Чайка» в Диксоне и УППК «Север» в порту Восточный. Сейчас ГТЛК к этим проектам не имеет отношения.

«Витино», прекратившее перевалку в 2014 году, принадлежит БТА-банку Кенеса Ракишева, который в июле заявлял, что порт может возобновить работу. Проект «Чайка» Арктической горной компании (входит в «Востокуголь» Дмитрия Босова и Александра Исаева) в перспективе должен обеспечить загрузку Севморпути на 10 млн тонн. Как писал “Ъ”, «Открытый порт Находка», реализующий проект УППК «Север», был куплен «Востокуглем» у группы «Сумма» Зиявудина Магомедова (см. “Ъ” от 19 июля). Новый инвестор планировал достроить за свой счет объекты федеральной инфраструктуры и запустить экспорт с 2022 года.

В УК «Востокуголь» от комментариев отказались.

Конъюнктура товарных рынков, в первую очередь угольного, сегодня настолько плоха, что строить какие-либо терминалы, особенно на Дальнем Востоке, куда не проехать по железной дороге, абсолютно бессмысленно. Вместе с тем, полагает другой собеседник “Ъ”, проекты, внесенные в комплексный план, должны тем или иным способом быть исполнены. По его мнению, ГТЛК могла получить указание выступить неким гарантом исполнения тех проектов, в которых есть государственный интерес, и в дальнейшем действовать так, как уже действовала в «Лавне»: сначала взять 100% в проекте, а потом распродать доли инвесторам, хеджируя часть их рисков.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что создание отдельного ООО, отвечающего за инфраструктуру, в рамках ГТЛК вполне может быть эффективным, если спектр его деятельности будет довольно узким, а количество проектов — ограниченным.

«Сейчас очевидно, что магистральный план будет претерпевать серьезные изменения: конъюнктура ухудшилась, причем, видимо, это ухудшение будет носить долгосрочный характер, и многие проекты не будут реализованы, а некоторые будут конкурировать друг с другом,— говорит эксперт.— Поэтому нужна структура, которая будет отбирать и анализировать проекты, в которых частные инвесторы испытывают сложности, а также обеспечивать им поддержку».

По его мнению, в этом плане ГТЛК может оказать большое содействие Минтрансу, который сам не обладает соответствующими компетенциями, а передача этой функции частной компании не всегда будет оправданна.

Автор: Наталья Скорлыгина

12 декабря 2019, 11:41
585
Теги: #Госкомпании #ГТЛК #Минтранс #Нацпроекты #Порты