Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Инвестпроекты корпораций – пришло время централизованного контроля

России нужен аналог западного BlackRock
Инвестпроекты корпораций – пришло время централизованного контроля
Теги: #Госкомпании #Инвестиции #Инвестпроекты #Корпорации

Прочность российской экономики зависит от того, сколько денег в нее будут вкладывать госкорпорации и государство. Для инвестиций нужны устойчивые правила, а самое главное конкретные цели на долгую перспективу, как минимум в 5-10 лет. До последнего времени государство избегало целеполагания, сводя свою роль в экономике только к «привлечению инвесторов», и реализации мер поддержки.

К сожалению, поддерживать можно только то, что уже существует и уже успешно функционирует. Невозможно поддерживать пустоту. Чтобы представители индустрии пришли за субсидиями и кредитами требуется сначала создать эту индустрию, поставить перед ней понятные задачи, назначить перспективные виды продукции, которые востребованы государством и которые будут пользоваться гарантированным спросом у населения. Также нужно дать бизнесу гарантии, что его усилия не пойдут прахом, когда на внутренний рынок зайдут иностранные конкуренты, что власти не сдадут этот рынок зарубежным поставщикам на более выгодных условиях (как это, например, однажды случилось в гражданском авиастроении, станкострое, производстве спецтехники, приборостроении…, и еще в десятке отраслей, где отечественные инвесторы на свой страх и риск пытались действовать в интересах страны).

Наконец, для инвестиций принципиальным моментом является здоровая ценовая политика. Когда внутренние цены на сырье и энергоносители существенно ниже мировых, это создает инвестиционную привлекательность для нерезидентов и для вложений в производство. Это к вопросу долгосрочных энерготарифов которые, еще три года тому назад поручил создать президент Владимир Путин. Если в условиях устойчивого глобального рынка правительство не справилось просто с регулированием тарифной планки, то теперь требуются еще более сложная форма воздействия – заморозка тарифов естественных монополий для внутреннего потребления. В идеале, нужна заморозка «адресная», – для  критически важных промышленных и инфраструктурных проектов, и для предприятий, занятых срочным выполнением гособоронзаказа.

Санкционный кризис убрал из повестки сверхважную тему инвестиционных проектов корпораций и госкомпаний. По какому-то архаичному недоразумению, до сих пор бытует мнение, будто инвестиционная политика – это их частное дело.

Но ведь корпорации зарабатывают на госзаказе, пользуются многомиллиардными льготами и субсидиями из бюджета, по сути, – квазигосударственными деньгами. Вполне справедливо прописать для корпоративного сектора рамочные инвестиционные сценарии в интересах национальной экономики и благосостояния страны. Сценарии с конкретными критериями эффективности и материально выраженными показателями. Например, такими, как объем закупленной продукции российского происхождения в пропорции к годовой прибыли, количество созданных высокотехнологичных рабочих мест и т.п.

Чтобы контролировать инвестпроекты неизбежно потребуется создать специализированный орган с полномочиями осуществления такого контроля и централизованного управления всеми российскими корпорациями. Не нужно изобретать велосипед. Достаточно посмотреть, как это сделано в США и повторить то же самое.

Ведомство может быть создано в том же формате, по аналогии с фондом BlackRock в США, который, по существу, является надзирающим за активами и инвестициями всех крупнейших западных ТНК. Через этот фонд защищаются и реализуются инвестпланы всех корпораций в связанном виде. Если РФ действительно намерена отстаивать свой экономический суверенитет,  то потребуется, как минимум, строительство симметричной организации.

Кстати, этот фонд может выпускать облигации, покупая которые ЦБ РФ мог бы производить эмиссию. Таким образом, появится способ увеличивать денежное обращение без провоцирования инфляции. Поскольку все денежные ресурсы сразу направляются в основные фонды. Решается проблема длинных и дешевых денег. Если это делать одновременно с рефинансированием банков под нужды целевого кредитования промышленных предприятий (к чему уже десятый год призывает Сергей Глазьев, выражающий консолидированную позицию всего индустриального сектора), — то есть все шансы выйти на опережающее развитие страны и промышленный рывок. Также Глазьев предлагает зафиксировать валютную позицию коммерческих банков и заморозить тарифы на услуги естественных монополий.

К сожалению, финансовая политика РФ пока не может вывернуть из прошлогоднего русла. Но есть обнадеживающие тенденции. Вот как видит ситуацию известный американский аналитик и друг Российской Федерации Пол Крейг Робертс: «Как только России запретят иностранный капитал, российскому центральному банку придется выполнять свою работу и финансировать внутреннее развитие России. Иностранные инвестиции в Россию служат только для обнищания страны, поскольку доходы репатриируются за границу и вывозятся из страны».

Валютный контроль повышает шансы выжить

По объективным оценкам сейчас в России заперто по крайней мере $1 трлн иностранных вложений. И если бы не были введены заградительные меры по пресечению бегства капитала, нас вполне могла бы ожидать девальвация рубля не меньше, чем в 1998-м.

В дополнение аресту зарубежных инвестиций Правительство и ЦБ отказались от «бюджетного правила» и концепции наращивания ЗВР для стабилизации курса или на «черный день». «Сейчас это неактуально, – поясняется в аналитике Spydell. – Все внешнеторговые чистые доходы будут идти в экономику, тогда как раньше стерилизовались и накапливались на счетах в Западных странах. В России критически ограничили возможность по свободному движению капитала. Нерезидентам запретили продавать активы через российскую финансовую инфраструктуру, следовательно подвесили 275 млрд портфельных инвестиций, 488 млрд прямых инвестиций и 52 млрд прочих инвестиций, которые могли бы направиться на выход из России. Другими словами, сейчас законодательно ограничили давление крупных продавцов, которыми могут выступать только иностранцы». Также введены ограничения на выплаты дивидендов и процентных платежей в пользу иностранных держателей российских активов, как и свободное реинвестирование доходов, которые обеспечивали давление до 110 млрд долл в год.

Напомним, исключительные привилегии иностранному капиталу в РФ были настоящей катастрофой для отечественных производителей и поставщиков. Даже в условиях абсолютной прозрачности контрактной системы (которые есть только в 44-ФЗ), у них не было шансов в борьбе за крупные государственные и корпоративные заказы с иностранными конкурентами. Транснациональные компании на российском рынке имели возможность доминирования на основе своего денежного превосходства. Они давили любой российский бизнес своим финансовым капиталом. Имели возможность работать в убыток,  чтобы убрать конкурентов. Просто за счет копеечного валютного кредитования в условиях неограниченной возможности воспроизводства валюты. А также при помощи развитого комплекса дополнительных денежных услуг, связанных с сервисом и лизингом закупаемого оборудования. В долларовом формате, конкуренция за такие кредитные продукты представлялась абсолютно безнадежной бессмысленной для российских компаний.

В свете защитных валютных ограничений, введенных российским правительством, эта ниша стала значительно привлекательнее для отечественных банков и частных инвесторов.

Фундаментальное значение для экономического суверенитета приобретают все существующие в РФ на текущий момент акселераторы инвестиций в НИОКР. В первую очередь, это «Фабрика проектных инициатив» (проект ВЭБа). А также профильные государственные фонды: Фонд развития промышленности (ФРП), Агентство стратегических инициатив, Корпорация МСП. Фонд «Сколково» со специальными программами грантовой и микрогрантовой поддержки в сфере IT. Фонд содействия развитию инноваций со специальной программой «Старт», нацеленной на прикладные научные исследования. Все перечисленные организации предоставляют государственные гарантии по коммерческим кредитам и сами выступают со-инвесторами проектов. Но в изменившихся экономических условиях этого мало. Требуется радикальное снижение входных порогов для работы по программам фондовой поддержки. В большинстве случаев обязательный объем собственных или привлеченных средств является неподъемным для компаний, производящих или разрабатывающих наукоемкую продукцию.

Автор: Николай Нидвораев

31 марта 2022, 16:36
501
Теги: #Госкомпании #Инвестиции #Инвестпроекты #Корпорации
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.