Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Гражданский контроль и независимая экспертиза

Бюро расследований ОНФ поможет развитию добросовестной конкуренции в Севастополе
Гражданский контроль и независимая экспертиза
Теги: #ОНФ #Севастополь

Новые возможности повышения качества государственных закупок обсудили на конференции «Государственные закупки Севастополя» : особый правовой режим закупок, новеллы законодательства, перспективные точки роста», которая прошла 1 октября.

За пять лет усилиями Народного фронта в стране была создана система общественного контроля закупок, которая включает сотни региональных экспертов и содержит множество полезных практик.

Антон Гетта, Депутат Государственной Думы, Координатор Бюро расследований ОНФ напомнил, что губернатор Севастополя Михаил Развожаев сам в недавнем прошлом был руководителем Центрального исполкома ОНФ, поэтому организация имеет прочный гражданский фундамент в Севастополе, а экспертные ресурсы организации могут быть максимально эффективно использованы для улучшения работы исполнительной власти в регионе.

Гетта подчеркнул, что приоритетная цель ОНФ  – это не выискивать недоработки, а добиться конструктивного диалога между поставщиками и заказчиками. Чтобы даже при выявлении проблем – вопрос решался в досудебном порядке. Не случайно одним из важных критериев квалификации государственных заказчиков во многих регионах России считается ведение претензионной работы.  По словам эксперта, оптимальной формой решения возникающих в экономике региона трудностей является аргументированный спор.

– Народный фронт это организация, которая объединяет всех добросовестных участников закупочного процесса. ОНФ может добиться изменений законодательства, как точечных, так и системных, если этого требует ситуация, – подчеркнул Антон Гетта.

Он также объяснил позицию Народного Фронта по некоторым острым положениям оптимизационного пакета к закону о контрактной системе. В частности, ОНФ поддержал введение ограничительных мер против так называемых «профессиональных жалобщиков» в закупках.

В ходе конференции руководителем Академии контрактных отношений Павлом Лисиным был детально разобран механизм действия универсальной предквалификации, который станет обязательным со следующего года. Эта норма проходила достаточно трудно и вызвала значительные споры в экспертном сообществе.

  • В крупных конкурентных закупках свыше 20 млн рублей заказчик в обязательном порядке будет устанавливать требования к опыту выполнения работ. В течение трех лет претендент должен исполнить хотя бы один контракт или договор по 44-ФЗ или по 223-ФЗ, и при этом стоимость исполненных ранее обязательств должна составлять не менее 20% от начальной цены. Таким образом, сделана попытка исключить из крупных процедур закупок фирмы-однодневки, компании, которые вообще никогда не работали с государством. Если в извещении о закупке, которая будет осуществляться в течение 2022 года, установлено требование об универсальной предквалификации, то жалобу на такую процедуру может направить только тот, кто соответствует этому требованию, то есть обладает соответствующим опытом исполнения контрактов. Для подтверждения такого права в жалобе необходимо будет указывать номер реестровой записи.

– ОНФ поддержал ограничения в части подачи жалоб, – рассказал Антон Гетта. – Потому что профессиональные жалобщики в закупках – это квази-активисты, они преследуют прежде всего свои коммерческие интересы. Подчеркну, что мы в своей работе очень редко и осторожно использовали инструмент подачи жалоб, ограничиваясь специальными обращениями в ФАС, после которых проводились внеплановые проверки. Потому что официальные жалобы тормозят закупочный процесс, что всегда сказывается на конечном потребителе. Характерный пример, когда детские сады стоят без тепла, из-за того что профессиональный жалобщик «зацепился» за процедуру ремонта инфраструктуры, – пояснил Гетта.

В ходе конференции был также поднят актуальный вопрос о качестве закупленных товаров, работ, услуг. Чаще всего акцент делается на значительной экономии бюджетных средств, которая возникает благодаря внедрению электронных форм торговли. Однако экономия вовсе не всегда ведет к повышению качества поставляемых товаров, работ, услуг. Может ли Севастополь получить больше чем просто экономию?

– Всем, кто работает в государственном заказе, хорошо известно, что здесь всегда существовал крен в сторону экономии бюджетных средств, – отметила Лидия Никифорова, председатель Правления общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам». – Однако время заставляет пересмотреть подходы: все больше внимание уделяется качеству продукции, которая доходит до населения. В этой связи ключевую роль играет процесс «приемки» и порядок ее организации.

Действующее законодательство предусматривает возможность проведения экспертизы в двух формах: своими силами и с привлечением внешних, независимых экспертов.

Антон Гетта привел в качестве примера систему экспертизы закупок общественного питания в Вологодской области. В регионе используется практика централизованного склада, с которого после проведения экспертизы продукты поставляются в сады, школы, больницы и дома престарелых.

– Что это дает? Во-первых, закупки происходят более крупными партиями, цена снижается. Во-вторых, в рамках централизованного склада создана мини-лаборатория, позволяющая осуществлять контроль качества продуктов. У заведующих социальных учреждений таких возможностей проверки нет. Мы пытаемся найти решение на федеральном уровне, как сделать экспертизу обязательной практикой для всех отраслей закупок.

ОНФ предлагает перенять этот опыт, чтобы повысить эффективность региональных закупок не только по питанию, но и по всем социально значимым и уязвимым категориям товаров в принципе.

Фундаментальный вопрос – «кто будет оплачивать проведение экспертизы?» так же не остался без внимания участников конференции. По ряду случаев, в Народном фронте получили отклик от добросовестных предпринимателей, об их готовности взять расходы по экспертизе на себя.  – Да, это будет более дорогой, но гарантированно качественный продукт, – комментирует Антон Гетта. – К нам приходили российские производители с идеей корректировки закупочных норм: «чтобы заказчик заране объявлял, что приемка будет осуществляться с обязательной процедурой проведения экспертизы». Мы думаем над тем, как прописать данное требование в нормах закона. Чтобы честный предприниматель мог защитить и себя, и заказчика.

В ОНФ считают, что такое регулирование позволит решить целый комплекс проблем: от демпинга на торгах, до выработки объективных критериев в ценообразовании, взятых не с потолка, а привязанных к реальному рынку.

4 октября 2021, 13:32
274
Теги: #ОНФ #Севастополь
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.