Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Все о стоимости национальных проектов

В Счетной палате рассказали об освоении средств на нацпроекты
Все о стоимости национальных проектов
Теги: #Бюджет #Нацпроекты #Счетная палата

Расходы федерального бюджета на реализацию нацпроектов и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры за январь – сентябрь 2019 года составили 52,1% от запланированного на год объема.

Это ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета (62,9%), говорится в оперативном докладе Счетной палаты.

При этом менее чем на 40% были исполнены расходы по нацпроектам “Повышение производительности труда и поддержка занятости” (38,8%), “Экология” (22,1%) и “Цифровая экономика” (12,3%), а также комплексному плану модернизации инфраструктуры (39,4%).

Нацпроект “Цифровая экономика”

Уровень исполнения расходов на реализацию нацпроекта “Цифровая экономика” – это самый низкий показатель среди 12 нацпроектов. Среди федеральных проектов “Цифровой экономики” самое низкое исполнение расходов у “Информационной безопасности” – 1% при утвержденном в паспорте объеме бюджета на 2019 год в 4 млрд рублей. Уровень исполнения расходов проекта “Нормативное регулирование цифровой среды” составил 15,7% при утвержденном объеме бюджета в 265 млн рублей., проекта “Информационная инфраструктура” – 18,8% при 41,8 млрд рублей, “Кадры для цифровой экономики” – 9,6% при 10,5 млрд рублей. У федерального проекта “Цифровые технологии” исполнение бюджета составило 4,8% при общем объеме бюджета в 21,5 млрд руб. Уровень расходов проекта “Цифровое государственное управление” составил 11,1% при установленном бюджете в 30 млрд руб.

Нацпроекты “Здравоохранение”, “Наука”, “Демография” и “Культура”

Самыми высокими, по данным Счетной палаты, оказались расходы по таким нацпроектам, как “Здравоохранение” (67,5%), “Наука” (66,2%), “Демография” (65%) и “Культура” (64,7%). По остальным нацпроектам уровень исполнения расходов составил 40-60%.

“Не осуществлялись расходы по 6 из 72 федеральных проектов. Расходы на закупку товаров (работ, услуг) в рамках нацпроектов составили лишь 14% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями, на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ – 46,5%”, – говорится в отчете.

Низкое освоение средств на нацпроекты неоднократно отмечал Президент РФ Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев. Неиспользованные в 2019 году средства было решено перенести на следующий год, при этом, согласно проекту федерального бюджета, с 2020 по 2022 год расходы на нацпроекты вырастут с 2 трлн до 2,7 трлн рублей.

Нацпроект “Безопасные и качественные автомобильные дороги”

Мероприятия нацпроекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги” за девять месяцев текущего года профинансированы из федерального бюджета на 55,8% от запланированного на 2019 год объема, следует из материалов оперативного доклада.

Общий объем средств федерального бюджета, направляемых на реализацию нацпроекта “Безопасные и качественные автомобильные дороги” (БКАД) в 2019 году, составляет 129,74 млрд рублей, из них в январе – сентябре было освоено 72,4 млрд рублей.

В рамках нацпроекта наибольший процент исполнения за январь – сентябрь 2019 года – 60,7% (или 69,01 млрд рублей) зафиксирован по федеральному проекту “Дорожная сеть”, который включает в себя непосредственно ремонтные работы в регионах. По федеральному проекту “Общесистемные меры развития дорожного хозяйства”, предусматривающего в том числе разработку и внедрение новых стандартов, освоено 57,3% от запланированных на 2019 год 4,2 млрд рублей.

Наиболее низкий процент исполнения бюджета Счетная палата отмечает по федеральному проекту “Безопасность дорожного движения”: по нему в 2019 году предусмотрены расходы в размере 10,77 млрд рублей, но за январь – сентябрь 2019 года было израсходовано только 5,2% или 557,6 млн рублей. Как отмечается в материалах Счетной палаты, это обусловлено незначительным объемом использованных бюджетных ассигнований, предусмотренных МВД России на материально-техническое укрепление подразделений. Предусмотрено 8,42 млрд рублей, а исполнение составило 4,3 млн рублей, или лишь 0,05%, в связи с тем, что по условиям заключенных контрактов оплата товаров предусмотрена в четвертом квартале 2019 года.

В конце сентября первый замглавы МВД России Александр Горовой говорил, что ведомство обещает довести до регионов все необходимые технические средства, которые закупаются в рамках нацпроекта централизованно, в ближайшие два месяца. Речь, в частности, идет о закупке 4090 патрульных автомобилей (на сумму 7,3 млрд рублей).

Кроме того, только на 39% исполнены расходы по федеральному проекту “Автомобильные дороги необщего пользования Минобороны России”: из предусмотренных бюджетом на 2019 год 1,05 млрд рублей за первые девять месяцев 2019 года использовано 409,6 млрд рублей.

Нацпроект “Безопасные и качественные автодороги” охватит 104 города, формирующих агломерации, в 83 субъектах РФ. К 2024 году (по сравнению с 2017 годом) должна вырасти доля автодорог регионального значения в нормативном состоянии с 43,1% до 50,9%, должна быть ликвидирована половина мест концентрации ДТП, вдвое – до 85% увеличена доля протяженности дорог городских агломераций в нормативном состоянии, на 10% снижена доля федеральных и региональных трасс, работающих в режиме перегрузки.

В СП также сообщили, что финансирование транспортных проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры РФ до 2024 года (КПМИ) из федерального бюджета в январе – сентябре составило 39,4% от запланированного.

Общий объем средств федерального бюджета, направляемых на реализацию транспортной части проектов КПМИ, в 2019 году запланирован на уровне 378,2 млрд рублей. По итогам января – сентября исполнение составило всего 149,2 млрд рублей, говорится в материалах Счетной палаты.

Как отмечает контрольное ведомство, в отчетном периоде не осуществлялись расходы по федеральному проекту “Европа – Западный Китай”, который предусматривал строительство скоростной автомобильной дороги “Москва – Нижний Новгород – Казань”. Как говорил недавно вице-премьер РФ Максим Акимов, премьер-министр Дмитрий Медведев согласовал новый проект строительства автотрассы “Москва – Казань”, начало которого переносится на 2020 год.

Также в Счетной палате отмечают, что в рамках реализации КПМИ не осуществлялось исполнение расходов на государственную поддержку строительства железнодорожного Северного широтного хода (400 млн рублей) и бюджетных инвестиций на строительство серийных универсальных атомных ледоколов и терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата “Утренний” (13 млрд рублей). Это в итоге повлияло на низкий уровень исполнения расходов на реализацию федерального проекта “Северный морской путь”, составившего в целом лишь 1,8% от предусмотренных 14,01 млрд рублей.

Нацпроект “Международная кооперация”

Счетная палата РФ отмечает отклонения по срокам достижения результатов по нацпроекту “Международная кооперация и экспорт”, следует из оперативного доклада ведомства по исполнению бюджета за девять месяцев 2019 года.

“По всем федеральным проектам национального проекта “Международная кооперация и экспорт” отмечаются отклонения сроков достижения результатов, а также недостижение результатов в плановые сроки”, – говорится в материалах.

Счетная палата отмечает, что зафиксировала отклонения по восьми показателям и целям нацпроекта из девяти, соответствует планам только показатель объема экспорта транспортных услуг.

Степень достижения показателей нацпроекта составляет от 43% до 62%. “Таким образом, достижение плановых показателей на конец года планируется в основном за счет прогнозируемого значительного увеличения значений показателей в IV квартале 2019 года”, – отмечает ведомство.

Нацпроект по предпринимательству

Счетная палата РФ считает необходимым принять дополнительные меры для достижения в 2019 года целей нацпроекта по малому и среднему предпринимательству.

“В 2019 году необходимо принять дополнительные меры по достижению плановых значений целевых показателей национального проекта “Малое и среднее предпринимательство”, – говорится в докладе.

Счетная палата отмечает, что предлагаемые в рамках нацпроекта мероприятия не привели к существенному росту занятых в этой сфере. На 10 октября количество зарегистрированных малых и средних предпринимателей снизилось на 2,3%, до 18,8 млн человек. Кроме того, ведомство сомневается в возможности достижения планового показателя по итогам года по доле малого и среднего предпринимательства в ВВП в 22,9%.

Как говорится в докладе, на 1 октября исполнение расходов на предоставление межбюджетных трансфертов в рамках реализации нацпроекта составило 23,37 млрд рублей, или 56,7% от заложенного в бюджет. По ряду направлений было потрачено менее 50% от заложенного в бюджет, что объясняется длительностью формальных процедур, а также процедуры проведения отбора победителей для предоставления грантов “Агростартап”.

“В связи с изложенным существуют риски неосвоения выделенных бюджетных ассигнований в полном объеме и, соответственно, недостижения плановых значений основного и дополнительных показателей федерального проекта”, – говорится в докладе.

Нацпроект по поддержке малого бизнеса

Расходы федерального бюджета на нацпроект “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы” исполнены на 55,7% по итогам девяти месяцев 2019 года, отметили в оперативном анализе, опубликованном в четверг Счетной палатой РФ.

По уровню исполнения данный нацпроект находится на восьмом месте из тринадцати (средний уровень исполнения), включая проект “Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры”, отмечается в материалах.

В целом, по данным Счетной палаты, уровень исполнения расходов на реализацию нацпроектов и комплексного плана на 10,8 процентного пункта ниже среднего уровня исполнения расходов федерального бюджета.

Нацпроект по поддержке малого и среднего бизнеса рассчитан на 2019—2024 годы и включает пять федеральных проектов, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение доступа субъектов малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию, акселерацию субъектов малого и среднего бизнеса, создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, популяризацию предпринимательства. На реализацию нацпроекта до 2024 года планируется направить 481,5 млрд рублей.

Нацпроект по производительности труда

Предприятия – участники национального проекта “Производительность труда и поддержка занятости” недостаточно активно пользуются мерами поддержки, предусмотренными нацпроектом. В частности, был одобрен только один льготный кредит по ставке 1% по линии Фонда развития промышленности (ФРП), говорится в оперативном докладе СП.

“Счетная палата обращает внимание на необходимость принятия дополнительных мер по достижению показателя национального проекта по количеству средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, воспользовавшихся мерами поддержки в рамках национального проекта. На 1 июля 2019 года подписан только один договор между ФРП и ООО НПП “Тасма” (Республика Татарстан) на сумму 80,5 млн рублей. До конца 2019 года мерами поддержки в рамках национального проекта должны воспользоваться 60 предприятий”, – отмечается в докладе.

Ранее замглавы Петр Засельский в интервью порталу “Будущее России. Национальные проекты” говорил, что программа льготного кредитования ФРП действительно пока не пользуется популярностью. По его словам, сейчас Минэкономразвития совместно с ФРП работают по переформатированию программы, чтобы сделать ее более интересной для предприятий.

Обеспокоенность Счетной палаты также вызвало количество предприятий, внедряющих мероприятия национального проекта под региональным управлением (по состоянию на 1 октября показатель исполнен только на 38%), количество обученных сотрудников предприятий под региональным управлением (по состоянию на 1 октября показатель исполнен лишь на 42%).

“Необходимо отметить, что по состоянию на 24 октября 2019 года в подсистеме “Бюджетное планирование” государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами “Электронный бюджет” отчеты о ходе реализации за III квартал 2019 года национального проекта и федерального проекта “Системные меры” не размещены”, – добавляется в докладе.

В целом, кассовое исполнение нацпроекта на 1 октября 2019 года составило 38,8%. В Счетной палате связывает это с поздним утверждением правил и заключением соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов и субсидий юридическим лицам, распределением иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ (в апреле 2019 года), проведением конкурсных процедур в целях заключения государственных контрактов (с мая 2019 года).

Федеральные проекты

Заложенные в бюджете средства на реализацию нацпроектов за девять месяцев этого года не были потрачены на шесть из 72 федеральных проектов, отмечают в СП.

“По состоянию на 1 октября 2019 года расходы не осуществлялись по шести из 72 федеральных проектов, по которым предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета”, – говорится в документе. В их число попали федеральные проекты “Новые возможности для каждого” национального проекта “Образование”; “Инфраструктура I и II классов опасности”, “Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма” и “Внедрение наилучших доступных технологий” национального проекта “Экология”; “Экспорт услуг” национального проекта “Международная кооперация и экспорт”, а также “Европа – Западный Китай” Комплексного плана.

По состоянию на 1 октября на реализацию нацпроектов в бюджете предусмотрено 1,78 трлн рублей. При этом расходы на эту дату составили 0,9 трлн рублей – 52,1% показателя.

Уточняется, что ряд главных распорядителей еще не начали исполнение расходов, среди них ГК “Росатом”, ГК “Роскосмос”, Ростуризм, Росгвардия, Минстрой России, Минкомсвязь России, Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минэкономразвития России, Минпромторг России.

Кроме того, Счетная палата отмечает низкий уровень исполнения федерального проекта “Кадры для цифровой экономики” нацпроекта “Образование” (10,1%). Так, по данным ведомства, на мероприятия по формированию цифровых навыков в бюджете предусмотрено 17,8 млрд рублей, тем не менее Минпросвещения России бюджетные ассигнования на эти цели не перечислялись.

В материалах также указывается, что по подпрограммам “Развитие дошкольного и общего образования” и “Совершенствование управления системой образования” уровень исполнения расходов составил 36,4% и 36,2% соответственно, что, как отмечается в документе, связано с низким уровнем доведения средств до бюджетов регионов по федеральным проектам “Современная школа” (нацпроект “Образование”) и “Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет” (нацпроект “Демография”).

Паспорта 12 нацпроектов (“Демография”, “Культура”, “Здравоохранение”, “Образование”, “Жилье и городская среда”, “Экология”, “Безопасные и качественные автомобильные дороги”, “Повышение производительности труда и поддержка занятости”, “Наука”, “Цифровая экономика”, “Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы”, “Международная кооперация и экспорт”) и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры были утверждены для выполнения задач, поставленных в майском указе Президента РФ Владимира Путина.

Их планируется реализовать до 2024 года. Общий бюджет нацпроектов составит 25,7 трлн рублей.

Источник

7 ноября 2019, 14:36
586
Теги: #Бюджет #Нацпроекты #Счетная палата

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.