Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Систему госзаказа избавят от излишнего регулирования и упростят на всех этапах

Систему госзакупок избавят от излишнего регулирования и упростят на всех этапах. Подготовкой законопроекта занимается министерство финансов. В ведомстве рассчитывают, что он будет принят до конца года, сообщила директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова на пресс-конференции в преддверии XV Всероссийского Форума-выставки “Госзаказ”, который пройдет с 3 по 5 апреля на ВДНХ.

“Это будет комплексный законопроект. Он затронет все этапы закупочных процедур, начиная с планирования, заканчивая заключением и выполнением условий контракта”, – пояснила Демидова.

В планах Минфина упростить планирование госзакупок. Сейчас заказчики обязаны составлять общий план и  план-график закупок. Первый готовится в расчете на три года вперед – в нем содержится общая информация о предполагаемых закупках товаров и услуг. Второй – более конкретный – на год. В Минфине считают – и с ним солидарны сами заказчики, что это излишество.

“Основная задача – объединить два документа, сделать процесс планирования закупок более гибким, предоставив больший простор для маневра заказчикам”, – пояснила Татьяна Демидова.

По ее словам, необходимо также сокращать сроки планирования. Заблаговременные (на год вперед) расчеты потребностей в товарах и услугах оказываются не всегда корректны.

“Заказчикам приходится менять планы, условия контрактов – схема получается абсолютно нерабочая”, – констатировала Демидова.

Минфин предлагает исключить неактуальные способы закупок (останутся только аукцион, конкурс и запрос котировок) и максимально сократить сроки их проведения. Разрабатываемый законопроект также направлен на решение проблемы цикличности закупок.

“Сейчас у заказчиков есть обязанность проводить закупочную процедуру до тех пор, пока на нее не придет хотя бы один участник. По словам Татьяны Демидовой, эта модель неэффективна.

“Она приводит к искажению статистики по количеству несостоявшихся процедур и в целом не несет никакого экономического наполнения”, – отметила руководитель департамента Минфина. – Наше предложение – предусмотреть возможность заключения контракта заказчиком с любым участником закупки, соответствующим требованиям документации, по согласованию с контрольным органом”.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), которая также готовит предложения по оптимизации системы госзаказа, считают правильным увеличить начальную (максимальную) цену “короткого аукциона” с 3 миллионов до 50 миллионов рублей, что позволит осуществлять закупки в более короткие сроки.

В ФАС также предлагают развивать электронные агрегаторы закупок, где заказчики могут приобретать нужные им товары в течение одного дня.

“Цифровые площадки – будущее системы госзаказа, – подчеркнул Евраев. – Мы предлагаем поднять планку для закупок на агрегаторах со 100 тысяч до 500 тысяч рублей по торговым наименованиям. В дальнейшем у заказчиков должна появиться возможность делать закупки стоимостью до 20 миллионов рублей по группе товаров из единого каталога товаров, работ и услуг Минфина”.

Еще одна инициатива ФАС касается введения предквалификационного отбора участников всех видов закупок на средних и крупных торгах. В этом случае доступ к участию в закупках получат только те компании, которые уже имеют опыт выполнения аналогичных контрактов меньшего объема.

ФАС предлагает создать рейтинг деловой репутации участников закупок. Место в нем будет присваиваться автоматически

“Такой отбор позволит повысить качество закупок”, – уверен Евраев.

Кроме того, антимонопольная служба предлагает ввести рейтинг деловой репутации предпринимателей, который будет автоматически присваиваться участникам закупок в единой информационной системе (ЕИС) в зависимости от качества, количества и цены исполненных контрактов.

“Такой рейтинг может может стать инструментом экономической мотивации. Компании, имеющие высокий балл, на наш взгляд, должны иметь возможность предоставлять пониженное финансовое обеспечение на подаваемые заявки и исполняемые контракты”, – уточнил замруководителя ФАС.

Серьезной проблемой действующей системы закупок в антимонопольной службе считают отсутствие у предпринимателей возможности защищать свои права при исполнении контракта.

Речь идет о распространенных ситуациях, когда заказчик разрывает контракт в одностороннем порядке. В 2018 году из 8 тысяч случаев одностороннего расторжения 43 процента контрактов было прекращено безосновательно. Эта одна из основных причин низкого количества заявок на торгах, считают в ФАС.

“При одностороннем расторжении контракта со стороны заказчика поставщик, даже если он добросовестно исполнял свои обязательства и не был включён в реестр недобросовестных поставщиков, теряет и контракт, и до 30 процентов обеспечения по нему, – пояснил Евраев. – Все, что ему остается, это идти в суд, а там разбирательство может длиться годами”.

В ФАС предлагают предусмотреть право исполнителя контракта обжаловать решение заказчика. Разбирательство по таким делам должно проходить по аналогии с рассмотрением жалоб, в срок до 5 рабочих дней, считают в ФАС.

В числе инициатив антимонопольной службы – введение платы за необоснованные жалобы участников госзакупок друг на друга.

“У нас 56 процентов жалоб признаются необоснованными, – констатировал Михаил Евраев. – Предлагаем предусмотреть систему, по которой после рассмотрения жалобы и признания ее необоснованнной, у подавшей ее компании появлялась бы обязанность уплатить определенную пошлину”.

26 марта 2019, 20:42
45
Первоисточник: Российская Газета
Теги: #Госзакупки #Закупки #Минфинансов #Форум

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.