Форум-выставка ГОСЗАКАЗ - Новые вызовы
Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Офсетные контракты в IT: почему бы нет?

В России появятся финансово-сбытовые сценарии для поддержки разработчиков импортозамещающего софта
Офсетные контракты в IT: почему бы нет?
Теги: #IT #Импортозамещение #Программное обеспечение #Софт

Такую инициативу, по данным Коммерсантъ, готовит Минцифры. Изначально министерство планировало финансировать перспективных отечественных разработчиков через гранты Российского фонда поддержки информационных технологий (РФРИТ) и фонда «Сколково». Теперь к субсидии добавятся некие преференции в госзакупках.

«Нам пообещали схему «рынок в обмен на инвестиции», – цитирует Коммерсантъ некий анонимный источник. Разработчик по соглашению с правительством за собственные средства создает или дорабатывает свой программный продукт под требования основных отраслевых заказчиков. Взамен заказчики на этапе закупок будут обязаны выбрать тот продукт, который финансировался за счет средств разработчика.

Ничего сверхсекретного в такой схеме нет. Она вполне успешно применяется в офсетных контрактах и подразумевает создание продукции с заданными характеристиками. В обмен на гарантированный долгосрочный заказ по фиксированной цене –  поставщик обязуется инвестировать в производство.   

Только если в случае с промышленностью залогом со стороны поставщика являются инвестиции в модернизацию конвейер и создание рабочих мест, то в случае с софтом подразумеваются инвестиции иного рода. Вместо строительства новых цехов поставщик обязан будет предоставлять техподдержку и перманентное «допиливание» системы под меняющиеся требования и нужды заказчика.

Это абсолютно правильное и перезревшее отраслевое решение. Умные люди давно предлагали сместить акценты в IT непосредственно с разработки –  на обслуживание системы: оплачивать в контракте не разработку, а эксплуатацию. Это в корне меняет подходы к экономике отрасли, делает обязательным элементом стандартизацию технических заданий в IT, приближает к реальной жизни ценообразование и стоимость кадров. На российском рынке ПО до сих пор действуют абсолютно неадекватные условия, которые превращают его в кладбище «цифровых велосипедов» и фабрику «финансовых пузырей». В разработку вваливаются неоправданно большие ресурсы, отсутствует стандартизация и нормирование технических заданий.

Цифровой суверенитет – это не состояние, а процесс

Одним из самых уязвимых направлений остается промышленный софт. Импортозамещение здесь все никак не начинается.

На днях глава Минцифры Максут Шадаев сделал взаимоисключающее заявление. Он сообщил, что Россия уже достигла цифрового суверенитета, поскольку из нее ушли поставщики иностранного программного обеспечения. Одновременно он сообщил, что только 20% категорий софта, который используется в экономике, на промышленных предприятиях, имеют «адекватные зрелые российские аналоги».

Очевидно, что цифровой суверенитет – это не состояние, а процесс. И для его наличия требуется не просто изгнание чужих разработчиков, а непрерывная и осмысленная загрузка заказами своих. А вот с этим дело пока не ладится. Еще весной, на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», Минпромторг и Минцифры в один голос заявляли, что намерены двигаться путем создания импортозамещенного софта через консорциумы. То есть, создавая объединения разработчиков и потенциальных потребителей по каждому классу промышленного ПО. В промышленном программном обеспечении таких классов насчитывается порядка 20. Однако отсутствие гарантированного заказа тормозит процесс.

Техзадание и Техподдержка

Применяемые в России способы закупок софта: заказная разработка и закупка лицензии себя исчерпали с точки зрения эффективности. Нужны другие варианты контрактации, в которых подразумевается: а) совместная работа заказчика и поставщика над техническим заданием; б) гарантированная техническая поддержка и обслуживание на длительный период.

В IT-отрасли написание ТЗ является не менее трудоемкой и проблемной частью созидательной работы, чем его дальнейшее исполнение. Вторая проблема – невозможность поддерживать систему. Формальное владение исходным кодом или лицензией на практике не решает вопрос. Отечественным софтом можно считать только ту систему, которую способны на постоянной основе поддерживать российские разработчики в случае отключения внешнего репозитория.

Офсетные контракты в IT (*если государство действительно решится их легализовать) конструктивно изменят отрасль и откроют перед ней перспективы реального, а не фиктивного импортозамещения.

Не менее интересное направление работы – это замена западных средств коммуникаций на российские решения.  На рынке уже наблюдается некоторый переизбыток достойных (и не очень достойных) отечественных альтернатив. К сожалению, благородная задача импортозамещать TikTok, Instagram, Zoom/Skype и Outlook, граничит с неблагородным желанием получить ненормированную прибыль на банальном освоении грантов и государственных субсидий. Закройщики альтернативных российских мессенджеров и соцсетей претендуют на сочные суммы из РФПИ. При этом, как анализирует телеграм-канал «Временное правительство», три из четырех «стартапов» не заинтересованы в деньгах для развития своего продукта, грант им нужен ради гранта. А «импортозамещение» просто универсальный предлог, на который клюет правительство.

По мнению Максута Шадаева, процесс замещения иностранных сервисов коммуникаций должен проходить максимально естественным образом: – Излишняя регуляторика, в нашем понимании, может навредить.

Переход на отечественные решения в сфере коммуникаций начнется с органов управления, государственных компаний, владельцев критической информационной инфраструктуры. Для них использование российских платформ станет обязательным. На малый и средний бизнес меры принуждения распространяться не будут.

Оценка зрелости

Для наполнения реестра отечественного ПО, продукция из которого пользуются господдержкой и преференциями в закупках,  принципиально важным вопросом является оценка соответствия или «оценка зрелости» программного обеспечения. Это чем-то напоминает независимую экспертизу и требует специального квалифицированного органа, наделенного легальными полномочиями проводить такую оценку, укомплектованного профессиональными кадрами, способными разбираться в архитектуре программ. Пока в России не сформирован ни такой механизм оценки, ни такой орган. Теоретически на его роль могли бы претендовать те самые IT-консорциумы разработчиков российского ПО. Однако, о предоставлении полномочий оценки консорциумам, ничего не известно.

– Цифровая трансформация входит в пятерку целей национального развития. При этом, в указе жестко поставлена задача – обеспечить цифровую зрелость, – комментирует Максут Шадаев. –  Минцифры не сможет добиться данного показателя, если не будет это мерить. Однако есть сложность, связанная с тем, что у нас раньше был доступ к международным рейтингам и оценкам. Сегодня задача состоит не в том, чтобы сравнивать российских разработчиков между собой, а понимать их состоятельность и конкурентоспособность в международном масштабе.

Оценкой зрелости ПО также могут заниматься индустриальные центры компетенций, которые созданы, по поручению правительства, в каждой отрасли. – Каждый индустриальный центр может выстраивать свои универсальные метрики, задавая целевые показатели качества, – считает глава Минцифры.

Также, по словам министра цифрового развития, одна из оперативных задач – наладить устойчивое взаимодействие между отраслевыми IT-компаниями и вузами. Мы поняли, что без интеграции бизнеса в образовательный процесс в сфере информационных технологий система не имеет устойчивости. Задача IT-компаний –  помочь формировать кадры, в которых существует реальная потребность экономики.

Открытый код и безопасность

Значительное количество отечественного ПО создано на основе решений open-source. При этом оно считается менее защищенным  с точки зрения кибербезопасности, однако пользуется государственными льготами и поддержкой наравне с аутентичными разработчиками исходного кода и свободно вносится в реестр отечественного ПО.

– Наша дискуссия с индустрией показала, что объем доработки, который вкладывается в ПО на основе открытого кода, позволяет считать его достаточно самостоятельным продуктом. Наша позиция: пусть заказчик сам примет решение. Сравнив два продукта (на основе оригинального кода и на основе открытого), он может сделать выбор в пользу той системы, которая дает ему больше возможностей. Риски open- source мы понимаем, но ограничивать не планируем. Сейчас для отрасли такие решения оказались спасительными.

Дискуссионным для Минцифры остается и вопрос присвоения так называемой «недружественной интеллектуальной собственности» – пиратского софта зарубежных компаний, которые незаконно ушли с российского рынка.

Возникла зона неопределенности для тех компаний, которые вынуждены использовать подсанкционный софт с нарушением условий их правообладателя. Правительство старается вывести их из-под удара.

– Нужно сбалансировать конструкцию таким образом, чтобы, с одной стороны, добросовестные пользователи, оставшиеся без альтернативы, продолжали применять импортный софт с определенным нарушением авторских прав. А с другой – сделать это так, чтобы это не убило наш внутренний рынок, – поясняет Шадаев. – Такой баланс мы сейчас пытаемся найти. Это отдельная сложная работа.

Минцифры рассматривает схему с возможностью зачисления средств за использование импортного ПО на спецсчет. Зарубежный правообладатель сможет получить данные средства, если завтра вернется в РФ.

Автор: Андрей Троянский

28 ноября 2022, 16:37
402
Теги: #IT #Импортозамещение #Программное обеспечение #Софт

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.