Механизмы привлечения денег в НИОКР и высокотехнологичный бизнес одна из тем профессиональной дискуссии XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» 15-17 мая в Сколково.
Традиционно, Форум является площадкой для презентации возможностей российского высокотеха и промышленности именно в динамике развития бизнеса через закупки и нормативные механизмы, которые их обеспечивают. Свои ноу-хау в сфере обеспечения блаприятного делового климата на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» всегда показывают электронные торговые площадки, банки и регионы. У субъектов федерации есть, чему поучиться.
В частности, первым и уникальным для страны опытом проектного кредитования науки недавно обзавелась Москва. Об этом рассказывали в апреле на МЭФ. Столичные власти придумали дееспособный механизм венчурного кредитования под залог интеллектуальной собственности и результаты научной деятельности РНД.
Патент или иная форма интеллектуальной собственности предварительно оценивается разработчиком у нотариуса. Затем полученная стоимость, условно говоря, 500-700 млн. рублей включается в уставной капитал, и Правительство Москвы выдает кредит через банковскую организацию на льготных условиях. На похожих принципах иногда работает программа доращивания поставщиков под нужды крупных корпоративных заказчиков. Когда корпорация, в итоге, просто выкупает долю в уставном капитале МСП. Зачастую, таким МСП является производный коллектив какого-нибудь университета, НИИ или КБ.
Однако, вышеупомянутый кейс актуален только для небольших научных стартапов. В то время как для масштабных проектов, где капитализация считается уже на миллиарды, требуется более серьезная и фундаментальная технология финансирования.
На роль такого финансового мотора российские власти изначально предлагали офсетный контракт, то есть долгосрочный договор со сроком на 10 лет под гарантию выкупа продукции со встречными обязательствами для поставщика – построить или расширить и модернизировать производство.
В тот момент, когда легализовали офсетную практику два года назад, больше всего говорили именно о наукоемкой сфере применения офсетных контрактов. Затем (почему-то) научная подоплека ушла на второй план, и офсетный механизм попытались рандомно масштабировать на все отрасли, включая дежурные поставки продовольствия и медицинских изделий и даже поставку щебня. С недавних пор, в офсеты хотят «затянуть» и ЖКХ (соответствующий законопроект в сфере поставки товаров для капремонта предложен недавно Минстроем России и подлежит общественному обсуждению до 11 мая.
Тем не менее, легко заметить, что с масштабным применением офсетных контрактов по всем направлениям пока что получается не столь быстро и активно, как ожидалось. Сказываются различные подводные камни, связанные с ценообразованием, страхованием рисков поставщика и т.д. В том числе, есть и препятствия в виде высокой ключевой ставки ЦБ. (Неустойку по всем госконтрактам считают по ключевой ставке на текущий момент).
Возможно, поэтому в российском правительстве вернулись к идее наукоемкой специализации офсетов. Она имеет право на продолжение.
О планах доработать механизм офсетных контрактов для IT-сферы недавно заявили в Минцифры. В законодательстве о госзакупках подробно пропишут уточненный механизм офсетных контрактов – долгосрочных договоров о поставке товаров и услуг, которые позволят компаниям инвестировать в инновации, обновление производств или НИОКР. О чем пишут в апреле «Ведмости», ссылаясь на министерство.
Идею офсетных контрактов как метода создания идеальных условий кредитования науки поддерживает и сам индустриальный бизнес.
Андрей Толстиков, председатель комиссии по развитию региональных финансовых институтов Торгово-промышленной палаты РФ:
– Офсетный контракт – это прямая дорога для создания новых технологий в интересах госсектора. Можно предусмотреть контрактом даже авансирование на строительство целого завода в определенном объеме. Имей предприниматель на руках офсетный контракт с государством – любые банки выстроятся в очередь, и с уважением будет предлагать свои финансовые продукты, поскольку рисков для кредитных организаций в такой модели венчурного инвестирования практически нет.
Идею наукоемкого понимания офсетных контрактов поддерживают в Министерстве финансов России.
Недавно на Съезде РСПП об этом высказался Антон Силуанов. По его словам, за счет офсетных контрактов у бизнеса есть хорошие шансы вложиться при поддержке государства в новые высокотехнологичные отрасли, диверсифицировать свою деятельность, повысив свою устойчивость.
– В первую очередь, будут привлекаться компании, которые смогут предложить наиболее интересные проекты и больше участвовать собственным капиталом. Для гарантии спроса государство будет готово заключить офсетные контракты по новой выпускаемой продукции – резюмировал министр.
ФАС России придерживается точки зрения, что офсетные контракты, в первую очередь предназначены для сферы инноваций. Это принципиальная позиция, которую ведомство озвучивало несколько раз в ходе публичных мероприятий. Об этом, к примеру, прямо заявлял замглавы ФАС Петр Иванов:
– Основная идея офсетов – это создание новой инновационной продукции, которая на рынке отсутствует. Иначе, зачем офсетный договор и в чем смысл создания еще одного производства, которое фактически создаст неравные конкурентные условия для тех, кто на этом рынке уже работает?
Справедливости ради, подчеркнем, что это дискуссионная точка зрения и специализация офсетных контрактов только на инновационных целях пока нигде не зафиксирована в нормативной базе. Собственно, о том, что в руках правительство пока только пробный инструмент, прямо говорил замминистра финансов Алексей Лавров в 2023 году на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».
Пока федеральные власти думают над более эффективным применения офсетов, региональные также не сидят на месте и разрабатывают собственные методики. В частности, на это нацелен новый проект по централизации государственных закупок в Удмуртии. Вице-премьер республики Роман Ефимов в начале года сообщил, что механизм централизации через специально созданный для этого подведомственный институт коснется отдельных государственных заказчиков. Централизация затронет все этапы: начиная от планирования и включая исполнение контрактов. Самое интересное: институт единого заказчика власти Удмуртии планируют использовать для внедрения практики офсетных договоров.
Принимая во внимание опыт масштабного тестирования технологии офсетных договоров на российской экономике течение года, можно сделать вывод, что одной из причин медленного развития этого механизма является слабый институт планирования. У большинства заказчиков, нет соответствующих органов и компетенций. Они также во-многом утрачены и банковской системой и даже государством. Хотя именно российская экономическая наука является самым авторитетным и основополагающим источником в отрасли планирования и нормирования. Отказ от Госплана не сразу привел к деградации компетенций.
В России долгое время продолжали работать профильные институты, встроенные в систему РАН. В правительстве страны также существовал «Совет по производительным силам», который по инерции осуществлял работу по долгосрочному планированию. Его постепенно понижали в статусе. На определенном периоде он входил в Минэкономразвития, а на сегодняшний день он каким-то случайным образом включен в Академию внешней торговли.
Возможности элементов госплана, встроенного в рыночную экономику демонстрируют не только Китай, США, Япония. Есть примеры и на постсоветском пространстве. Так, высокие темпы роста в экономике Узбекистана объясняются тем, что в стране было создано Национальное агентство проектного управления (НАПУ, по сути, Госплан), которое напрямую подчиняется президенту страны. Таким образом, правительство Узбекистана занимается текущей хозяйственной деятельностью, а НАПУ постановкой стратегических задач, индустриальным проектированием, нормированием затрат.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет