Всего, по данным Минфина, иноземным клиентам российского промсектора выдадут 1 триллион рублей за три года – больше, чем за последние пять лет.
При этом деньги будут выдавать только под закупки продуктов, произведенных в РФ, или под реализацию стратегических проектов за рубежом. Де-факто деньги будут оставаться внутри российской экономики. Определяющим бонусом здесь является загрузка отечественных производств и подрядчиков, развитие собственных технологий за счет внешних рынков и заказов.
В истории этим инструментом пользовался не только СССР. Сегодня таким образом зарабатывают все крупнейшие экономики мира.
Что такое триллион рублей? Примерно 15 млрд долларов, которые будут вливаться в национальную промышленность ежегодно, – примерно по 5 млрд долларов в год из госбюджета, пусть и таким причудливым путем. 15 млрд – это капля в море по сравнению с тем, сколько вкладывают в развитие за счет чужих рынков США, Китай, Южная Корея…
Остается лишь сожалеть, что подобные рычаги не были задействованы ранее. Например, на рубеже 2010-х, когда Иран остро нуждался в продукции российского гражданского авиапрома, а внутри РФ его добивали закупкой иноземного авиахлама и отверточной сборкой чужих самолетов на кабальных для РФ условиях.
Характерно, что для продвижения так называемой «отверточной индустриализации» в РФ иностранные ТНК пользуются той же самой системой связанных кредитов. Всякий раз, приглашая сердобольных и отзывчивых инвесторов в свой дом, эффективный менеджер банально торгует ресурсами подконтрольной территории за бусы и пряники. (Внутренним спросом, кадрами, инфраструктурой, экологией и, самое главное, заведомой деградацией собственных производств.) Поэтому сумму российских инвестиций в заморские проекты, конечно, следовало бы рассматривать в сравнении с аналогичными объемами проданного национального потенциала. Недозагруженными мощностями по производству газовых турбин, например, или так и непостроенными скоростными поездами «Сокол».
К сожалению, чтобы посчитать эти объемы, понадобилась бы целая государственная структура по аналогии с Управлением по расследованию экономических преступлений в КНР вкупе с особыми тройками НКВД.
Любая страна, если она хочет оставаться суверенной, а не играть под дудку глобалистов, заинтересована не в инвестициях как самоцели, а в покупке только тех технологий, которых у нее нет. Безусловный опыт всех стран мира, которые сохранили суверенитет, доказывает, что страна не будет отдавать эксклюзивные ограниченные ресурсы за пустые бумажки, которые уйдут на очередную покупку технологий, для того чтобы добыть еще больше исходных углеводородов.
Существующая же экономическая конъюнктура РФ воспринимает инвестиции как фетиш, устраивая вокруг него культовые пляски с бубном. Пример: подавляющая часть инвестиций в добывающую промышленность РФ. Фактически Россия даже не становится собственником приобретаемых технологий, которые, к слову, обходятся РФ несоразмерно дороже стоимости продаваемого сырья. Последствия милосердных инвестиций весьма болезненны для подопытного государства. Они приводят к тому, с чем Россия уже сталкивалась в начале XX века: невозможностью получать реальные прибыли с товаров, которые реально привязаны по происхождению к нашей стране или продаются здесь.
Характерный пример – еда и ритейлерские сети: иностранные ТНК фактически присвоили продовольственный сектор, став монополистами на местном рынке, подчинив себе всю экономическую цепочку от производства и сбыта до локализации прибыли, тем самым взяв в свои руки полный контроль за внутренними ценами в России на товары потребления и продукты питания. Полтора кассира, получивших работу рядом с домом, ничто по сравнению со сверхдоходами от потребительской корзины, которые поступают в Нидерланды.
Выделяя беспрецедентный триллион рублей на расширение экспортного потенциала, РФ, конечно, копирует Соединенные Штаты. Хорошо, что история чему-то учит, а санкции к чему-то подталкивают.
С большой долей вероятности можно утверждать, что 1 триллион – это деньги «на корм» Росатому, Русгидро и «клубу» углеводородных компаний. Однако есть надежда, что хотя бы косвенно часть этих средств поможет продвижению российских ПД-14, ЯМЗ и продукции ВПК на огромные рынки Ирана, Индии и растущих экономик мира.
Это правильно в ситуации, когда по неведомым причинам в РФ не могут организовать внутренний государственный заказ на эту же самую продукцию. Хотя бы так некоторые российские предприятия смогут поддерживать развитие высокотехнологичных отраслей. Если иностранные заказы дойдут до отечественного промышленного сектора, то можно сказать, что государство кредитует свою промышленность под отрицательный процент.
Вывозятся трудозатраты и материалы, а деньги остаются в РФ, причем в рублях. Значительную часть экономики таких проектов составляет последующее обслуживание: «строй – владей – эксплуатируй!».
Остается верить, что русский триллион пустят за границу. Ведь никто запросто не даст России выход на чужие рынки высокотехнологичного оборудования.
Наконец, такой невероятный для нашего ультрамонетаристского финансового ведомства кульбит говорит о колоссальном торговом профиците РФ, который даже не помещается в американские ценные бумажки.
Куда девать триллионы?
К сведению
Примечательно, что Москва будет брать в долг меньше, чем давать взаймы: 640 млрд руб., или $9,7 млрд. При этом лишь $700 млн Россия планирует привлечь в виде прямых кредитов от иностранных правительств или организаций, следует из материалов к бюджету.
Занимать наша страна будет главным образом за счет размещения облигаций на иностранных площадках.
Как следует из заявления Минфина, по состоянию на сентябрь задолженность других стран перед Россией составляла около $35 млрд.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет