Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Деньги импоротзамещения: как довести средства до средства производства

Проблема кредитного голода в промсекторе должна решаться адресно
Деньги импоротзамещения: как довести средства до средства производства
Теги: #Инвестиции #Инвестпроекты #Промышленность

Достойная идея от вице-спикера Совета Федерации Николая Журавлева прозвучала на ПМЭФ-2023: нужно стимулировать инвестиции в импортозамещение при помощи особых налоговых режимов.

Например, применять налоговые льготы для тех, кто покупает акции в импортозамещающих производствах и шире задействовать фондовый рынок.

Нехватка оборотных средств, недокредитованность производственного сектора, а также его низкая маржинальность в государственном и корпоративном заказе остаются хронической проблемой российской экономики. Даже при растущем и гарантированном спросе на продукцию предприятиям нечего инвестировать в основной капитал, в расширение и модернизацию конвейера.

«Важно стимулировать компании с действующими производствами к реинвестированию своей прибыли в модернизацию, расширение производства, создание новых рабочих мест, импортозамещенного производства, новых линеек», – подчеркнул сенатор.  

Еще один способ, по его словам, – возрождать институт госгарантий.

Наиболее яркий пример, как это работает – был презентован двумя месяцами ранее на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ».

Под гарантийным зонтиком Корпорации МСП, ГК «Автодор» решилась на доращивание поставщика из числа малого бизнеса в рамках адресного проекта импортозамещения. К сожалению, подобных примеров в экономике страны пока очень мало. Этот является эталонным образцом умного инвестирования в промышленность. 

О подробностях сделки на Деловом обеде Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» рассказал Александр Соколов, заместитель председателя правления ГК «Автодор».

– В 2022 году мы столкнулись с проблемой импортозамещения по многим материалам и оборудованию как в части строительно-монтажных работ, так и в части развития интеллектуальных транспортных систем. А так как все-таки у нас в большей части дороги платные, поэтому интеллектуальная транспортная система – это наша боль, и мы, к сожалению, во многом завязаны на импортное производство.

По словам Соколова, и для бесконтактной оплаты проезда, и для прохождения через барьерные системы использовались в подавляющих случаях импортное оборудование и комплектующие (90% – австрийская компания Капш, остальное Норвегия и Франция). Несколько лет назад с австрийцами было заключено соглашение о совместном производстве и его локализации в РФ, однако в 2022 году оно утратило актуальность. Поиск быстрых решений, с участием крупных игроков российского бизнеса дал результат с завышенным ценником. В «Автодоре» пришли к выводу о том, что на внутреннем рынке необходимо поддержать конкуренцию. 

– Поэтому очень вовремя родилась идея с офсетными контрактами по 209 и 223 законам. Мы решили: почему бы нет?! Надо развивать субъекты малого предпринимательства, помогать бизнесу встать на ноги, что мы активно делаем в последние годы, – рассказал Соколов. – Совместно с корпорацией МСП, нашим неизменным партнером, мы сформировали программу выращивания поставщиков в рамках 209 закона, и в декабре провели конкурентный отбор на площадке МСП РФ. Из 4 участников выбрали компанию Сорб, которая давно занимается развитием различных элементов интеллектуальной транспортной системы.

По данным ГК “Автодор”, с поставщиком был заключен долгосрочный договор стоимостью 120 млн рублей на производство 100 тысяч транспондеров с основной партией поставки в 2023 году. Заказчик контролирует развитие проекта. Производство динамично растет. По словам Соколова, продукция проходит стадию тестирования по частоте, в июне ожидалась первая поставка. Отечественный аналог нельзя назвать полностью российским (часть компонентной базы поставляется из дружественных стран). Однако есть расчет на использование российских чипов в перспективе. С точки зрения рабочих параметров все показатели совпадают с образцом. В «Автодоре» рассчитывают, что в текущем году удастся заместить около 30% импортных транспондеров, а в следующем уже 80%. 

Как масштабировать опыт «Автодора» на всю страну?

На этот вопрос попытались ответить участники Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» на специальной дискуссии «Гарантированное будущее или офсетные контракты как элемент стабильности в бизнесе».

Поступило предложение расширять практику межсубъектных офсетных контрактов (такая функция предусмотрена законодательством). Также предлагается укрупнять объем гарантированного сбыта в офсете, объединяя заказчиков, разных по юридическому статусу: например, «региональный государственный заказчик плюс госкомпания».

Справка

  • На сегодняшний день ГК «Автодор» является лидером в проектах государственно-частного партнерства по всей стране. В ее портфеле 18 крупных инвестиционных проектов на общую сумму с привлеченным финансированием 2,2 триллиона рублей, 750 миллиардов из которых это внебюджетное финансирование. 

Екатерина Зиновьева, заместитель председателя Правительства Московской области – министр инвестиций, промышленности и науки Московской области:

– Предлагаем прописать в более явной форме возможность заключения офсетного контракта в тексте 223-ФЗ. К примеру, в конце прошлого года мы открыли крупное предприятие на территории Московской области в Сергиевом-Посаде. Оно производит системы заканчивания скважин (оборудование, которое погружается внутрь скважины) в нефтегазовой. Это стопроцентная замена импортному оборудованию транснациональной корпорации «Шлюмберже». Однако, по нашим данным, российская импортозамещающая продукция с большим трудом пробивается в закупки госкомпаний. 

Если бы в 223-ФЗ существовали  устойчивые механизмы поддержки импортозамещающих проектов, скрепленные адресными инвестиционными программами и налоговыми льготами, то заводов такого рода открывалось бы в стране значительно больше. 

– В рамках 44-ФЗ действует национальный режим, принуждающий заказчика отдавать преимущество российской продукции перед импортной. Однако аналогов 719 постановления нет в 223-ФЗ. Поэтому мы всецело поддерживаем предложение Минпромторга распространить нацрежим на сферу корпоративных закупок. Рассчитываем, что такая регуляторика будет принята. 

О том, что российский бизнес теоретически готов и хотел бы инвестировать в развитие, если бы имел доступ к дешевым кредитам, свидетельствуют некоторые косвенные сигналы. В частности – высокий спрос на программу промышленной ипотеки. Со стороны отраслевых объединений поступило предложение сочетать промипотеку с лизингом промышленной недвижимости. 

Отсутствие дешевых кредитов выражается не только в жалобах промышленников и предпринимателей, а в цифрах объективной статистики. В частности, в таком показателе, как коэффициент монетизации (рассчитывается как отношение широкой денежной массы к ВВП страны). По состоянию на 1 мая 2022 года этот показатель составляет 55,88%.

Проще говоря, российская экономика недофинансирована наполовину. При этом Центробанк и Минфин продолжают вести целенаправленную политику, ограничивающую инвестиционный ресурс. Есть еще одна любопытная цифра, которая является отнюдь не случайной: загрузка мощностей производственного комплекса РФ составляет 54-56%. То есть промышленность работает ровно настолько, сколько в нее запускают средств. На этом фоне утверждения некоторых официальных лиц о привлечении частных инвестиций выглядят утопически. 

Автор: Андрей Троянский

15 июня 2023, 22:08
427
Теги: #Инвестиции #Инвестпроекты #Промышленность
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.