Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Нестандартный подход: как будет решаться в России вопрос с частотами для 5G

Представители власти и бизнеса обсудили проблему внедрения связи пятого поколения на территории РФ на форуме "Спектр-2019" в Сочи
Нестандартный подход: как будет решаться в России вопрос с частотами для 5G
Теги: #5G #Александр Жаров #Михаил Осеевский #Роскомнадзор #Ростелеком #Цифровая экономика

24-25 сентября в Сочи прошел форум по регулированию инфокоммуникационных технологий “Спектр-2019”.

Одной из главных тем конференции стала мобильная связь пятого поколения (5G) и вопросы ее внедрения в России.

Развитие 5G является одним из ключевых мероприятий нацпрограммы “Цифровая экономика”.

Частотный вопрос

Форум “Спектр” – узкоспециализированное мероприятие для обсуждения актуальной повестки в отрасли связи и, прежде всего, вопросов использования радиочастотного спектра. В последние годы темы конференции расширились до обсуждения контент-отрасли, доменной индустрии. В этом году основное место было отведено под тему 5G. Внедрение связи пятого поколения – одно из основных целей нацпроекта “Цифровая экономика”, поэтому дискуссии на эту тему были самыми оживленными.

В своей приветственной речи глава Роскомнадзора Александр Жаров отметил, что “в России ситуация с частотным ресурсом, необходимым для развертывания сетей 5G, сложная”.

“Это значит, что России придется искать нестандартные решения. Надеюсь на конструктивное обсуждение на нашем форуме этой проблематики”, – сказал Жаров.

Дело в том, что перспективные частоты 3,4-3,8 ГГц, на которые ориентируются сотовые операторы и производители оборудования во всем мире, в России заняты спецслужбами. Вопрос с высвобождением этих частот до сих пор не решен. Эксперты прогнозируют, что из-за этого Россия может отстать в развитии 5G на годы.

Несмотря на это, компании все же тестируют технологию в стране, открывая пилотные зоны в российских городах. Пока что это происходит на менее перспективных диапазонах, таких как 4,4-4,99 ГГц и 28 ГГц (миллиметровый диапазон). А до декабря 2018 года “Ростелеком” и “Мегафон” успели протестировать 5G на перспективных частотах, но в апреле Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) приняла решение отказать операторам в продолжении исследований.

Поэтому площадка “Спектр” стала еще одной возможностью для операторов снова напомнить о важности диапазона, на который ориентируются во всем мире. В частности, этот вопрос затронул в своей речи президент “Ростелекома” Михаил Осеевский.

“Обращаясь к уважаемым чиновникам, я просил бы вас еще раз внимательно рассмотреть наши заявки на проведение дальнейших пилотных тестов в диапазоне 3,4-3,8 ГГц. Это необходимо, чтобы мы не стояли на месте и вместе с Минобороны РФ, и с другими ведомствами начали обсуждать подходы, как создавать инфраструктуру, какие задачи нужно решить”, – сказал он.

По словам Осеевского, другие обсуждаемые для использования в РФ диапазоны (4,4-4,99 ГГц и 28 ГГц), на которых сейчас проходят пилоты, могут считаться только запасными или дополнительными.

Представитель другого оператора связи – “Вымпелком” (бренд “Билайн”) – также указал на эту проблему.

“Развивается экосистема в миллиметровом диапазоне, но все мы понимаем, что в данном диапазоне есть существенные ограничения по покрытию. Это главное ограничение этого диапазона. И то, что на последнем заседании рабочей группы по информационной инфраструктуре министерство учли комментарии по 3,4-3,8 ГГц операторов, мы считаем началом конструктивного диалога и надеемся, что те заявки, которые мы подали на ближайшее заседание ГКРЧ по данному диапазону для реализации пилотных зон, будут одобрены”, – сказал руководитель департамента по внедрению новых технологий “Вымпелкома” Александр Балюк.

По его словам, делать отечественное оборудование под выданные частоты, пока Россия не может – отсутствует элементная база.

Новая экономика

При этом без 5G развитие телекоммуникаций не представляется возможным, считают участники “Спектр-2019”.

С приходом 5G “объем передаваемой по телекоммуникационным сетям информации многократно увеличится, архитектура сетей связи внутри страны станет более сложной, а влияние интернета на все сферы жизни – еще более значительным”, заявил Жаров на пленарном заседании форума.

Стоимость трафика на историческом минимуме – при этом его объем растет в шесть раз, указывает Балюк из “Вымпелкома”. Около 80% этого трафика приходится на контентные услуги, в частности видео, появляются новые форматы, как виртуальная реальность, 3D. Новые возможности диктуют новые технологии, которые могли бы обеспечить низкую задержку сети и качественное пользование услугами, отметил он.

По подсчетам GSMA, в 2034 году 5G принесет мировой экономике $2,2 трлн. Так, 35% этой суммы придется на производство и коммунальные услуги, 29% – на профессиональные, в том числе финансовые, 16% – госуслуги, 14% – ИКТ и торговлю, 6% – сельское хозяйство и добывающую промышленность.

“Сумма не очень большая. Это связано с тем, что 5G не будет внедряться повсеместно, медленно завоевывая свои позиции”, – рассказал директор по стратегическому взаимодействию в России и СНГ GSMA Таир Исмаилов, выступая на “Спектр-2019”.

В 2025 году на 5G придется лишь 15% подключений. При этом Северная Америка (проникновение сетей связи пятого поколения составит 49%), Европа (30%) и Азиатско-Тихоокеанский (17%) регион тут будут лидерами. В СНГ этот показатель составит только 12%.

Остается одно – договариваться

Участники форума говорили не только о проблемах внедрения новой технологии, но и путях решения.

Осеевский в своем докладе “5G как универсальная инфокоммуникационная среда для некоммерческих применений” отметил, что гражданские и военные могут выступать в качестве одного заказчика технологии связи пятого поколения, и есть два пути для гармонизации их интересов.

“Первый — когда у специальных пользователей есть возможность в определенных ситуациях перехватывать управление [сетью] и действовать в своих интересах. И второй подход – когда изначально создается подсистема управления сервисами для интересов обороны и безопасности”, – сказал он.

В качестве примера он упомянул Норвегию, где на инфраструктуру 5G от Telenor был развернут фрагмент для силовых ведомств, который является выделенным и не имеет выхода в сети общего пользования. “Важно, что и при проектировании, и при построении сети сразу же граждане и военные власти выступали вместе в качестве заказчика и вместе формировали видение, какой функционал должен быть реализован”, – отметил президент “Ростелекома”.

По его словам, чтобы не отстать в этом вопросе России нужно, чтобы гражданские власти, министерство цифрового развития и министерство обороны договаривались все вместе. “От дискуссии, когда Минобороны говорит “мы вам ничего не дадим, потому что там стоят наши системы спутниковой связи”, а операторы говорят, что им кроме 3,4-3,8 ГГц ничего не нужно, нам надо перейти к другой модели – стратегического взаимодействия для того, чтобы Россия оказалась в числе лидеров и обеспечивала свою стратегическую безопасность и возможности для дальнейшего экономического развития”, – подытожил он.

Директор организации по направлению “Информационная инфраструктура” АНО “Цифровая экономика” Дмитрий Марков, в свою очередь, отметил, что позитивным фактом является то, что хотя бы отрасль и бизнес находятся в единой позиции. “Диалог был бы сложный, если бы бизнес стоял на одной стороне, регулятор – на другой. Все согласились, что 3,4-3,8 ГГц – это базовый диапазон, все устройства будут развиваться в нем, все оборудование тоже, в первую очередь, все это влияет на стоимость. Теперь дело за том, чтобы найти точки соприкосновения с представителями силовых ведомств и теми, кто владеет радиочастотными ресурсами и договориться, как реализовывать потенциал этого диапазона в РФ”, – поделился он своим мнением.

Есть два пути решения вопроса с частотами, рассказала вице-президент по Восточной Европе Qualcomm Юлия Клебанова.

Первое – это высвобождение части спектра под нужды 5G, есть регуляторные возможности перенести часть пользователей на другие диапазоны, но это занимает много времени.

“Второй вариант – network slicing, то есть фрагментирование сети – это практически панацея. Операторы тут могут построить сеть, используя самые современные технологии и решения 5G, а потом сделать виртуальную “нарезку” этой сети, например, для нужд тех же военных. Не все задачи, которые решают военные, имеют непосредственное отношение к задачам госбезопасности. Минобороны – это же, по сути, хозяйствующий субъект, у них ходят поезда, закупают одежду или оборудования для сотрудников, строят инфраструктуру, и все они пользуются этим спектром. Но ведь им необязательно им владеть для таких нужд. Любой коммерческий оператор может предоставить им услугу в 5G, при этом обеспечить им должный уровень безопасности, скорости и поддержку. Спектра мало, а назначений много, поэтому тут единственный выход – договариваться”, – пояснила она.

Автор: Ирина Ли

Фото: Михаил Терещенко/ТАСС, Яков Андреев/РИА Новости

Источник

МТС и ДИТ Москвы провели тестирование решений для умного транспорта

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.