Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Беспилотизация всей страны – новый ГОЭЛРО в действии

Почти триллион рублей направят на развитие гражданских беспилотных авиасистем
Беспилотизация всей страны – новый ГОЭЛРО в действии
Теги: #Беспилотные авиационные системы #Индустриализация

Опубликован паспорт нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС), который впечатляет сильными цифрами.

Долю отечественных машин на внутреннем рынке планируется увеличить до 70,3% к 2030 году. Объем инвестиций в развитие гражданских БАС до 2030 года составляет  898,4 млрд рублей. При этом, средства ФНБ задействованы не будут. 696,9 млрд рублей даст федеральный бюджет, 143,6 млрд рублей – регионы, остальное планируется привлечь из внебюджетных источников. Нацпроект БАС спроектирован по поручению президента страны, его куратором является вице-премьер Андрей Белоусов, а непосредственным руководителем – вице-премьер, министр промышленности Денис Мантуров.

Впервые планы по объединению всей беспилотной тематики в один нацпроект были озвучены в апреле на XVIII Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» заместителем министра промышленности и торговли Василием Осьмаковым. За несколько месяцев появилась не только дорожная карта, но и разветвленная инфраструктура нацпроекта. Он уже развивается в разных уровнях: промышленное производство, нормативно-правовой режим, образование и кадры, финансовое обеспечение.

Производство

Число компаний-изготовителей беспилотников в стране стремительно растет. Уже ясно, что значительную долю гражданского рынка займут предприятия оборонно-промышленного комплекса за счет диверсификации.

Но есть и яркие коммерческие разработчики, которые изначально и целенаправленно нацеливались на мирного потребителя. Целая группа из десяти таких компаний сосредоточила свои усилия в ОЭЗ «Технополис Москва» на производственной площадке «Руднево». Несколько дней назад здесь озвучили амбициозный план выпустить свыше 60 тыс. БПЛА к концу 2027 года. Технополис объединил усилия российских разработчиков, производителей БПЛА и цифровых геоинформационных платформ. Первой здесь свой завод открыла компания «Аэромакс», которая выпускает БПЛА вертолетного типа, предназначенные для грузоперевозок и полетов в сложных метеоусловиях.

Параллельно волна беспилотной индустриализации накрывает регионы. Из разных концов страны: от Сахалина до Калининграда поступают сведения о создании новых производств под крылом региональных Фондов развития промышленности.

Характерный сценарий создания дронового промышленного кластера из Башкирии. В республике начал действовать особый экспериментальный режим, снимающий административный барьер по эксплуатации беспилотников массой свыше 30 кг. В создании беспилотного кластера уже привлечены шесть участников: оператор опытного района АНО «Центр стратегических разработок Республики Башкортостан», разработчик системы единого окна цифровых сервисов жизненного цикла БВС ООО «Флай Дрон»; АО «АСЦ СибНИА-Тест», выдающий акты оценки беспилотных авиационных систем к эксплуатации в рамках экспериментальных правовых режимов, ФГБОУ «СПбГУ ГА», проводящий допуск, обучение и аттестацию авиационного персонала, эксплуатанты ООО «Агримакс.Аэро», АО НЦВ имени Миля и Камова. Еще четыре эксплуатанта — НПП «Интегральные роботизированные системы», «Беспилотные авиационные системы», «Аэромакс-авиа (Центр-Логистика)» и «Геоскан-Уфа» — находятся в процессе присоединения. Сейчас заявки о включении их в зону экспериментального правового режима рассматриваются в курирующих органах Минтранспорта РФ и Минэкономразвития РФ. Уже начато производство тяжелых беспилотных комплексов БАС-200. Двум компаниям-производителям из регионального бюджета направлены 190 млн рублей в виде стартовой грантовой поддержки. Начата сборка агродронов А60-Х с параллельной локализацией производства комплектующих и обучения персонала на территории Башкирии. Технику можно будет использовать в сельском и лесном хозяйствах, при мониторинге трубопроводов, ЛЭП, в грузоперевозках. Предусмотрены схемы региональных субсидий и лизинга для заказчиков БПЛА.

По аналогичному сценарию беспилотный кластер развивается в Томской области. Введен экспериментальный правовой режим для эксплуатации БПЛА. Проект предполагает создание опытного района для доставки грузов, выполнения аэрофотосъемки и других задач с использованием БАС. Головной организацией проекта выступает Томский университет  систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР). Университет выступает одним из учредителей ООО «Региональный оператор Беспилотные системы» (ООО «РОБС»), который является оператором опытного района. Прорабатывается схема организации транспортных сервисов, маршруты доставки конечным пользователям, находящимся в удаленной и труднодоступной местности. После этого начнутся тестовые полеты. Затем будут разработаны регламенты, а также финансово-экономическая модель организации транспортно-логистического сервиса с применением БАС.

К слову, экспериментальные режимы также введены в Камчатском крае, Чукотском, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах.

Сегмент гражданского беспилотостроения также стремительно развивается в экосистеме предприятий ВПК. Так, российский разработчик и производитель военных дронов «Робоавиа» расширяет мощности, открывая второй завод в Ростове-на-Дону. Производство компании в Симферополе позволяет выпускать до 16 дронов в месяц. На заводе в Ростове-на-Дону ежемесячно планируется производить около 48 бортов.

Росагробеспилотлизинг – аграрии осваивают небо

Правительство вынашивает планы создания единой лизинговой структуры для отрасли БАС, такие функции теоретически могут появиться у ГТЛК. У идеи централизации есть свои сторонники и противники. Тем временем, сам инструмент лизинга уже начали применять.

Одна из свежих новостей от «Росагролизинга»: Минсельхоз заказал по лизинговой схеме 142 БПЛА на 2024 год. В их число входят также тяжелые беспилотники для проведения агрономических работ. Цифровые технологии являются определяющими в сельском хозяйстве завтрашнего дня. Все крупнейшие российские агропредприятия имеют разработки по автопилотам, в том числе по ночному пилотированию, телеметрии, аналитике урожая.

Пока в России думают, развивать беспилотный лизинг централизованным или вариативным путем, китайские партнеры стремительно занимают рынок своими сервисами в коммерческом секторе. Опередив на шаг «Росагролизинг», они запустили очень выгодную программу для приобретения аграрных дронов. Новая программа позволит сельхозпредприятиям приобрести беспилотники при минимальном авансовом платеже 15%. Срок финансирования – до 60 месяцев. Погашение задолженности ведется равными или убывающими долями, действуют пониженные ставки. Сможет ли российское правительство предложить более выгодные условия? Большой вопрос…

В июле 2023 года эксклюзивный дилер китайской корпорации XAG в России компания Skymec (ООО «Небесная механика») и ООО «РСХБ Лизинг» договорились о реализации программ льготного лизинга, адресованных российским сельхозпредприятиям. Предлагаются самые востребованные среди аграриев модели многофункциональных дронов от китайских инженеров: складной бикоптер V40 и квадрокоптер P40. Стоимость аграрного дрона серии V40 в зависимости от комплектации составляет от 2,5 до 2,75 млн руб. Коптер серии P40 можно купить за 2,2 – 2,45 млн руб. Применяются для визуального мониторинга посевов, высевания трав и семян, внесения средств защиты растений. Благодаря этому аграриям удается снижать расходы на уход за полями, более эффективно использовать ресурсы и сокращать количество работ, производимых вручную.

Виртуальные летчики и небесные картографы

Образовательная система страны уже отреагировала на новый запрос. В российских колледжах можно будет обучиться на оператора БАС. Министерство просвещения утвердило перечень профессий обогатив его инновационными вакансиями, по которым будет проводиться обучение студентов средних профессиональных учреждений. Помимо оператора БАС в него вошли более 250 новых профессий, среди которых автомехатроник, оператор трёхмерной печати. Немногим ранее на рынке труда появилась новая вакансия «сборщик квадрокоптеров» с вознаграждением от 330 тыс рублей.

Разные отрасли народного хозяйства постепенно адаптируются к новым средствам производства на основе БАС. Применение дронов имеет огромный потенциал в добыче полезных ископаемых, экологии, сельском хозяйстве, образовании, археологии, лесозаготовительной отрасли и т.д.

Одной из первых организованно перешла на новый производственный базис служба земельного надзора и картографии. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии обратилась к новым технологиям. Съемка с беспилотника позволяет инспектору зафиксировать разницу между местоположением ограждения земельного участка и его границей, сведения о которой внесены в Единый государственный реестр недвижимости, вычислить превышение площадей, незарегистрированные постройки, определить фактический вид использования земельного участка. Площадь съемки, охватываемая за один полет, составляет до 100 гектаров, появилась возможность обследования труднодоступных зон. Результаты применения БПЛА возможно использовать в целях вовлечения неиспользуемых земель в гражданский оборот. Самое главное – надзорные мероприятия можно проводить без вмешательства в экономический процесс организаций.

Справка

  1. Актуальный опыт, полученный в РФ, свидетельствует о том, что экономическая целесообразность использования БАС обеспечивается в том случае, если аппарат находится в воздухе не менее пяти-шести часов. Если это условие не выполняется, то у эксплуатанта есть риск попасть в поле нерентабельности. Это надо учитывать при планировании бизнес-процессов.
  2. С 1 марта 2024 года планируется утвердить новые требования по техобслуживанию (ТО) подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов. Исключение составляют сверхлегкие гражданские воздушные суда, не осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и авиационные работы (проект приказа Минтранса России, ID проекта 04/15/01-23/00135062, подготовлен 16.01.2023). Кроме того, предложена форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юрлица, ИП, требованиям федеральных авиационных правил, а также порядок приостановления действия и аннулирования данного документа.

Автор: Артур Королев

31 августа 2023, 15:00
479
Теги: #Беспилотные авиационные системы #Индустриализация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.