Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Закупки через лабораторию

Продукты для садов и школ отправят на проверку. За чей счет?
Закупки через лабораторию
Теги: #Госзакупки #Закупки #ЗЧЗ #Минсельхоз #ОНФ #Питание #Правительство #Президент #Проекты

На прошлой неделе Минсельхоз предложил ввести практику обязательных исследований поставляемых продуктов питания лабораториями, испытательными центрами, аккредитованными в национальной системе аккредитации.

Соответствующий проект изменений в Закон о контрактной системе разместили на официальном портале проектов нормативных правовых актов. Для тех, кто на протяжении многих месяцев пытается привлечь внимание государства к проблеме продовольствия в социальных учреждениях, этот шаг стал победой.

– Эксперты проекта ОНФ «За честные закупки», работая над вопросом закупок питания для детских садов и школ, неоднократно выступали за необходимость внедрения механизмов контроля качества продуктов. Так, например, один из пилотных проектов успешно реализуется в Вологодской области: в регионе большая часть продукции для социальных учреждений проходит через специализированный склад, который осуществляет не только логистическую функцию, но и контролирует качество. Проверка качества должна быть, но любое нововведение необходимо апробировать на пилотных проектах, чтобы и вовсе не оставить детей без питания, — прокомментировал координатор проекта ОНФ «За честные закупки», депутат Госдумы Антон Гетта.

Он добавил, что на площадках ОНФ прошел ряд экспертных совещаний, на которых обсуждалась тема качества питания.

– По итогам мы подготовили доклад «Про питание» и направили его в Правительство РФ. В частности, в докладе речь шла о необходимости контроля качества. Однако то, что Минсельхоз наконец-то включился в работу и начал вносить предложения, — это в своем роде заслуга активистов и экспертов Народного фронта, которые на протяжении двух лет поднимают данную проблему. Кроме того, в мае этого года на Медиафоруме ОНФ «Правда и справедливость» эксперты проекта озвучили ряд предложений Президенту России, лидеру ОНФ Владимиру Путину, – напомнил Антон Гетта.

В Минсельхозе уверены, что лабораторный контроль поможет избавить школы и детсады от пищевого фальсификата и картельных сделок при поставках продовольствия государству.

Затея министерства вызвала неоднозначную реакцию в среде поставщиков. Возникает масса вопросов: как будет урегулирован порядок проведения лабораторных исследований, в частности, процесс взаимодействия с лабораторией (передача товара, подлежащего экспертизе, и получение результатов анализов)? А самое главное, за чей счет мероприятие? Также есть предположение, что государству оборудование лабораторий в территориальной доступности заказчика обойдется в немалую сумму, учитывая количество заказчиков по всей стране. Предполагается ли выделение денежных средств на заключение договоров с аккредитованными лабораториями, включая транспортные и почтовые расходы?

Попробуем разобраться, как такое новшество контрактной системы работало бы на практике.

Допустим, пищеблок детского сада в день принимает 5–7 автомобилей с продуктами по 14 заключенным договорам. Так, по каждому наименованию товара необходимо не только произвести приемку по количеству и качеству, сверить товарные накладные и составить акты в случае поставки некачественного товара или не в полном объеме (что далеко не редкость, а скорее тенденция), но и изъять часть продукции для анализов, составив соответственно акт, и передать курьерской службой указанную продукцию. Получается абсурдная ситуация: пока готовятся результаты анализов, сад будет вынужден кормить детей поставленной продукцией, а к моменту, когда результаты будут готовы, поступит новая партия товара.

Обязанность проведения лабораторных исследований могут «закрепить» административной и уголовной ответственностью. И тогда за приемку продукции будут отвечать самые отчаянные.

А что на эту тему говорит действующий закон?

Действительно, 44-ФЗ устанавливает обязанность заказчика проводить экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. При этом, к сожалению, в законе недостаточно четко прописаны права заказчика, которым обычно является детский сад или школа.

По оценке Минсельхоза, приемка товара путем сличения данных сопроводительной документации с требованиями, указанными в спецификации к контракту, негативно сказывается на обеспечении соответствия закупаемого продовольствия требованиям безопасности и качества (в том числе потребительских свойств, энергетической и пищевой ценности).

Кстати, на энергетическую и пищевую ценность влияет не только качество производства, но и качество самих поставок – их регулярность и своевременность.

Нередко детские сады, подавая заявку на поставку определенного перечня продуктов питания в рамках заключенного контракта, не получают товар в установленный день или не принимают его по качеству. И заказчику приходится производить замену утвержденного меню, высчитывая пищевую и энергетическую ценность.

В Московской области есть и такие поставщики, которые на заявки заказчика отвечают просто: «Мяса нет».

Да, порой удается внести таких нерадивых поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков, но они тут же открывают новую фирму и продолжают принимать участие в закупках для государственных и муниципальных нужд.

Аналогичные проблемы, связанные скорее с недобросовестностью поставщиков, имеются и в образовательных учреждениях при закупке услуг по организации питания.

Ранее в Госдуму был внесен законопроект о введении ограничений при закупках товаров и услуг по организации питания обучающихся, согласно которому использование процедуры конкурса с ограниченным участием позволит допускать к участию в закупке только тех поставщиков, которые имеют необходимые для исполнения контракта финансовые ресурсы, материальную базу, квалифицированных сотрудников, опыт работы в данной сфере и т.п.

К сожалению, недобросовестные поставщики (исполнители), так же как и добросовестные, имеют и опыт, и материальные ресурсы, и трудовые ресурсы, и склады, и автомобили, и тендерных специалистов, способных подготовить заявку на участие в закупке, сфальсифицировав данные по критерию «наличие квалифицированных специалистов», поскольку штат победившей фирме совсем необязателен. Повара в школах работают не один год. Меняется исполнитель по контракту, и они заключают трудовые договоры с новой фирмой. И все у этих поставщиков есть. Вот только совести у них нет. Зарабатывают такие фирмы на здоровье детей.

Таким образом, остается вероятность, что, пройдя предквалификацию, побеждать в закупках недобросовестные поставщики будут так же, как и раньше, снижая цену контракта. А снижая цену контракта, такие исполнители экономят на всем. Естественно, и на качестве питания, и на посуде, не спеша заменять колотую, и на сотрудниках, не затрачивая средств на их медицинское обследование и спецодежду.

Законодателям стоит взглянуть на проблему некачественного питания и с другого ракурса. Если органом местного самоуправления утверждены нормы питания из расчета, допустим, 200 руб. на ребенка в день, то, возможно, имеет смысл направить эту сумму на создание более разнообразного меню.

Автор: Ирина Чуева

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.