Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

За здравие российских поставщиков

Рынок медицинских изделий хотят развернуть лицом к национальной экономике
За здравие российских поставщиков
Теги: #Импортозамещение #Медицина #Экспертиза

Если пять лет назад российский рынок лекарств и медицинских изделий составлял порядка 800-900 миллиардов рублей, то сегодня его совокупный объем оценивается уже в 2 триллиона. Причем, даже по самым оптимистичным расчетам, российская промышленность занимает на нем скромные 30%. По объективным оценкам отраслевых специалистов, эту экономическую «жилплощадь» в собственном доме вполне по силам расширить до 45-50%. По факту это значит, что порядка одного триллиона рублей РФ сейчас добровольно вкладывает в развитие зарубежной фармацевтической и медицинской промышленности. Это рабочие места и налоги, которых лишается российский бюджет.

Повсеместно распространенной практикой является написание ТЗ под иностранного поставщика или формирование лота под иностранного поставщика, если речь идет о комплексной закупке товаров. Последнее происходит с нарушением 102 постановления Правительства (Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Чтобы обойти действие национального режима, недобросовестные заказчики «смешивают» отечественные и иностранные медизделия в составе многопозиционного лота. При этом товары в лоте формируют такую закупку, которую может осуществить какой-то один конкретный поставщик.

Качество терпит – карман полнится

Достаточно частым и трудно контролируем нарушением в медицинских закупках является поставка фальсифицированной продукции заниженного качества, особенно, когда речь идет о расходных материалах, средствах индивидуальной защиты, дезинфекторах.

О хронических проблемах системы закупок в здравоохранении говорили в начале года на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», в рамках специальной панельной дискуссии, посвященной медицине.

– На рынке широко распространены ситуации с формированием лота под конкретного поставщика. Чаще всего таким поставщиком выступает не производитель, а поставляемый товар, при этом, имеет иностранное происхождение, – пояснила на форуме «Госзаказ» Ольга Плехатая, генеральный директор компании Асептика.

Начальная максимальная цена контракта в подобных схемах также нередко бывает завышена. При отсутствии конкуренции в такой закупке происходит нецелевое расходование бюджетных средств.

В рамках государственных закупок медицинских изделий очень часто встречается и противоположная ситуация с серьезным снижением относительно начальной цены контракта. Эта практика складывается уже не один год и не только в медицине. Однако, в 2020 году тенденция получила иное развития. Уровень падения стоимости поставляемых медицинских изделий, относительно начальной максимальной цены контракта, составляет уже 80-90%. Такое падение явно указывает на недобросовестность поставщика, в том числе и потому, что оно осуществляется компаниями, которые не являются производителями. Зачастую, от имени поставщика действуют дилеры-однодневки.

Вопиющий случай, зафиксированный на рынке: падение по сравнению с начальной максимальной ценой контракта на 58%, далее на 53%, снижение на 52%, снижение на 89%; и снижение на 90% за единицу продукции.

– Столь значительное снижение противоречит здравому смыслу, так как расчет стоимости сырья и комплектующих, без учета производственных затрат, превышает стоимость поставляемых изделий, даже с учетом логистики, – поясняет Ольга Плехатая. – Работая в системе госзакупок в качестве производителя, мы понимаем, что необходимо сокращать издержки, что можно договариваться о меньшей цене с поставщиками сырья. Но наступает такая ситуация, когда ты уже просто не можешь выйти на рынок, потому что начальная максимальная цена контракта уже ниже стоимости даже сырья.

На форуме «Госзаказ» добросовестные поставщики выступили с коллективным предложением о принятии ряда норм, защищающих их права в подобных случаях.

  1. Автоматически инициировать и регламентировать обязательную проверку качества медицинских изделий в случае падения начальной максимальной цены контракта, например, на 70% или на 50%.

Данная мера позволит частично исключить поставку некачественных изделий в медицинские учреждения, а также будет способствовать добросовестной конкуренции в государственных и муниципальных закупках.

  1. Привлекать к проверке качества медицинских изделий Росздравнадзор, разрешив заказчику напрямую обращаться по вопросам качества и проверки соответствия поставленного медицинского изделия техническому заданию, и данных, которые содержатся в регистрационном досье. В случае неадекватного ценового снижения на торгах при закупках медицинских изделий (например, более чем на 50% от НМЦК) обращение в Росздравнадзор должно стать обязательным.
  1. Ввести в практику ФАС автоматическую отмену торгов, в которых не соблюдается 102 постановление в части составления лота. Если лот содержит медицинские изделия как из 102 постановления Правительства, так и не включенные в него, то такая закупка должна быть отменена на любом этапе.
  1. В обязательном порядке указывать страну происхождения при формировании лотов по 102 постановлению Правительства РФ.
  1. При формировании начальной максимальной цены контракта учитывать не только коммерческие предложения потенциальных участников, но и стоимость закупки аналогичных товаров, например, по КТРУ, с возможностью увеличения НМЦК не более, чем на 20% от средней стоимости такого товара, например, по региону. Контроль за максимальной ценой контракта могла бы, при этом осуществлять ФАС.
  1. Увеличить ответственность заказчика в случае выявления вышеупомянутых нарушений. Сегодня, административная ответственность за аналогичные нарушения – смехотворна: всего лишь от 30 до 50 тысяч рублей. Столь низкий уровень ответственности может спровоцировать вал нарушений, когда заказчики и поставщики начнут работать над исполнением национальных квот.

Мне КЖЦ, что вы больны не мной

Техническое переоснащение медучреждений страны – это колоссальные бюджетные вливания, особенно, когда речь касается дорогостоящего оборудования. На первых порах, вложенные государством деньги оказались утрачены или были израсходованы неэффективно. Именно из-за отсутствия сервисного, стратегического мышления.

Когда речь идет о поставках сложных видов продукции в системе здравоохранения – то самым эффективным средством защиты от фальсификата или лже-импортозамещения являются контракты жизненного цикла (КЖЦ). Доказано на примере крупнейшего заказчика страны, города Москвы.

Первые торги на закупку медицинского оборудования по контрактам жизненно цикла КЖЦ были объявлены в ноябре 2019 года. Сегодня эта форма реализации контрактов стала самой распространенной и считается в столице наиболее эффективной. Чтобы прийти к этому формату, была проделан сложный путь проб и ошибок.

Юлия Антипова, руководитель Департамента здравоохранения города Москвы:

– На самом деле, идея родилась очень просто. Когда мы стали анализировать использование медицинской техники тяжелой – КТ, МРТ, рентгены, маммографы – и выяснять, почему загрузка оборудований ниже, чем хотелось бы, открыли для себя много интересного. Приходишь в медицинскую организацию, пользователь сообщает, что все здорово, «но мы ждали, когда придет сервисная служба производителя, чтобы починить рентген, три недели»… Из этого родился концепт контракта жизненного цикла, который можно назвать простой фразой – мы платим только тогда, когда оборудование работает. Иными словами, в стоимость контракта входит не просто поставка оборудования; а поставка, обучение персонала, техническое обслуживание, ремонт. И, что немаловажно, – обновление программного обеспечения.

Срок действия контрактов жизненного цикла, заключаемых в Москве – 10-8 лет в зависимости от сложности медоборудования (так называемая «тяжелая техника» или «эндоскопия»). За этот период в любом компьютерном томографе производитель, как минимум, несколько раз обновит программное обеспечение. В контракт жизненного цикла закладывается его бесплатное обновление, что автоматически исключает возможность рыночных манипуляций и рыночного шантажа, со стороны поставщика.

– Более того, у нас в контракте заложен специальный критерий. Если из-за поломки аппарат простаивал больше, чем определенное количество дней в квартал, – то мы за этот квартал деньги не платим и выставляем большие штрафные санкции, – пояснила руководитель Департамента здравоохранения города Москвы.

Несмотря на видимую жесткость заявленного формата, оказалось, что большинство добросовестных производителей его поддерживают. Ведь долгосрочный сервисный контракт – означает загруженные мощности, возможность длительного планирования своего производства и развития собственной системы сервисных услуг. В свою очередь, для медицинских организаций несомненный плюс состоит в том, что не приходится ломать голову, занимаясь отдельными торгами на техническое обслуживание медицинской техники. Починка оборудования при этом, как показывает практика, происходит значительно быстрее. Поставщик заинтересован в своем высоком имидже.

Для уполномоченных организаций в госзакупках – это возможность более мягкого бюджетного планирования, возможность растянуть платежи за технику.

– В Москве применяется рассрочка платежа на несколько лет. Это необязательный критерий, но мы его оставляли в контракте жизненного цикла для того, чтобы у производителя было больше мотивации (и у того, кто выиграл торги), чтобы быстро чинить оборудование, – поясняет эксперт.

Особого внимания и применения в других регионах страны заслуживает практика формирования технических заданий на поставку медоборудования, применяемых Москвой.

В процессе формирования техзаданий в качестве экспертов привлекались с одной стороны, не менее трех производителей, а с другой – «консилиум» врачей. Обсуждались типовые технические характеристики оборудования, использование которых не приведет к ограничению конкуренции. Таким образом рождается техническое задание, которое отвечает задачам и уровню современной столичной системы здравоохранения. Но прим этом есть гарантия, что торги будут интересны как минимум для нескольких производителей.

Характерно, что в результате применения описанной экономической стратегии на рынке Москвы сохраняется достаточно высокий уровень конкуренции по медоборудования. В торгах участвует от трех до семи поставщиков, причем наряду со небольшими производителями за долю рынка борются крупные корпорации, масштабов концерна «Швабе».

В итоге, по состоянию на сегодня в Москве заключено 108 высокотехнологичных контрактов, подразумевающих поставку более 4,5 тысяч единиц оборудования (компьютерные томографы, магнитно-резонансные томографы, рентгены, С-дуги, ультразвуковые аппараты, эндоскопия), преимущественно, сложной в эксплуатации техники. Экономия на этих торгах составила порядка 40%. Таким образом, в Москве смогли еще и достаточно эффективно использовать бюджет.

Автор: Светлана Чётакова

18 мая 2021, 15:41
482
Теги: #Импортозамещение #Медицина #Экспертиза

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.