- Подробно ознакомиться с данными опроса можно по ссылке
В фокус попала репрезентативная аудитория – почти 2,5 тысячи человек, которые в силу своих должностных обязанностей регулярно соприкасается с государственным, корпоративным и коммерческим заказом.
- Специалисты, эксперты, преподаватели, работники сферы государственных, муниципальных, корпоративных закупок, члены союзов/ассоциаций, представители организаций заказчиков, регуляторов, контролеров, специализированных организаций, подразделений закупок и МТО коммерческих организаций.
Ссылаясь на данные опроса, можно сделать наблюдение, что основная масса российских профессионалов национальной закупочной системы еще не вовлечена и не охвачена деятельностью каких-либо организаций или профсоюзов. 94,1% респондентов, ответивших на первый вопрос, не состояли на момент проведения опроса ни в одном сообществе. Это значит, что экономику нашей страны обслуживают специалисты, еще не осознавшие свою принадлежность к особой и уникальной отрасли. Это настораживает, ведь по разным оценкам, речь идет о профессиональной группе, численностью не менее 1,5 миллионов человек. С другой стороны, отрасль еще сравнительно молодая. Национальная закупочная система, в ее нынешнем виде, начала складываться с 2005 года.
Однако осторожный интерес к формированию цехового сознания есть. Мнения в опросе разделились. «Рассматриваете ли вы (либо представляемая вами организация) возможность присоединиться к какому-либо профессиональному сообществу в сфере закупок?». На этот вопрос 46% ответили отрицательно; 9,8% – за, 40,5% допускают такую возможность; 3,8% опрошенных уже состоят в отраслевых союзах и ассоциациях.
Большая часть прошедших опрос являются рядовыми специалистами (65%) и руководителями среднего звена (28,9%), представляющими федеральные и региональные органы власти или их подведомственные структуры, осуществляющие закупки по 44-ФЗ.
Субъекты 223-ФЗ традиционно являются более закрытыми для предоставления подобной информации, которая граничит с коммерческой тайной. В общей массе опрошенных мнение этой группы представлено на 10,2%.
Самый интересный вопрос: «Что вас (или вашу организацию) останавливает от членства в профессиональном сообществе?»
Большая часть респондентов (31%) сетует на высокую загруженность своими штатными обязанностями, которая не оставляет времени и сил распыляться на факультативы. В такой ситуации участие в профессиональном союзе априори воспринимается как дополнительная нагрузка.
Вероятно, по той же причине многие профессионалы закупок проявляются слабый интерес к специализированным отраслевым СМИ.
Однако из результатов опроса видно, что повышение квалификации и получение новых знаний является одним из пяти топ ответов респондентов.
Вторая группа опрошенных видит препятствие в виде бюрократического барьера: сложные регламент согласования и принятия решений о вступлении в отраслевой союз на уровне их организации (21%).
12% опрошенных изъявили готовность участвовать в деятельности профессионального союза без взносов. Что может свидетельствовать о высокой налоговой нагрузке и низкой финансовой обеспеченности российской бюджетной сферы. Сказывается общий идеологический принцип максимальной экономии в госзаказе. Он распространяется не только на процедуры закупок с презумпцией ценового снижения, но и на зарплаты сотрудников, которые обслуживают эти процедуры. К той же тенденции можно отнести и высокую профессиональную загруженность. Налицо явный результат экономии на количестве квалифицированных кадров в федеральных, региональных и муниципальных организациях.
7% опрошенных самонадеянно полагаются только на собственные силы и навыки, поэтому не видят смысла для участия в профессиональных объединениях.
3% респондентов считают, что профобъединения, существующие на сегодняшний день в России, пока маленькие и слабые, и не обладают достаточным политическим весом для лоббирования интересов отрасли. Но готовы рассмотреть варианты участия в их работе, если бы увидели для себя выгодный результат.
2% опрошенных отмечает ангажированность организаций, которые рассматривались для вступления. Есть стремление присоединиться к действительно независимому сообществу.
Наконец, 23% респондентов выбрали ответ «иная причина»: в этой категории часто встречаются ответы типа «не слышал» или «не знаю» о таких профсообществах, либо «вопрос вступления не в моей компетенции». Также неоднократно присутствовали ответы: «не вижу смысла в таких сообществах», «у меня запрет на участие по специфике должности».
Полезный функционал сообществ в сфере закупок: каким он бывает и должен быть?
Респонденты, состоящие в профсообществах, значительно чаще выбирали следующие направления деятельности:
- обсуждение правоприменительной практики
- рассмотрение изменений в законодательство
- проведение публичных мероприятий
- проведение опросов и рейтингов
- рассмотрение передовых практик
Респонденты, рассматривающие возможность вступления в профсообщества, оказались более заинтересованы в следующих направлениях деятельности:
- анализ рынков продукции
- повышение квалификации членов
- формирование кадрового резерва
- консультирование
- взаимодействие с поставщиками
- унифицированные ТЗ и ТТ
- защита интересов членов
- досудебное урегулирование споров
Итого: как видно из запросов, профессиональные союзы могут быть крайне полезным и выгодным занятием. Особенно, если подходить к этой теме в контексте стоимостного подхода к управлению организацией или компанией заказчика. Стоимостная стратегия подразумевает совокупную оценку всех ресурсов компании в долгосрочной перспективе (до 30 лет) с учетом создаваемой организацией добавленной стоимости. Вопреки сложившемуся в РФ стереотипу, стоимостная стратегия нужна не только для выхода на фондовый рынок. Этот метод полностью оправдан и для повышения экономической эффективности организации и для мотивации кадров.
Не случайно, по данным проведенного опроса топ-менеджерами востребованы почти все направления деятельности профсообществ, кроме: блогосферы, проведения научных исследований и досудебного урегулирования споров. А рядовых специалистов чаще других интересовали вопросы кодификации законодательства и проведения анализа рынков.
Любопытно, что такая перспективная функция профессионального сообщества как «расширение клиентской базы» вызвала у респондентов незначительный интерес (11%). Возможно потому, что эта функция относится к скрытым мотивам для вступления в ассоциацию или отраслевой союз. Равно как и «содействие в защите своих интересов перед контрагентами в судах, медиация и досудебное урегулирование споров» (10%); «получение скидок и спецпредложений от партнеров сообщества» (7%); «продвижение своей продукции» (4%). Перечисленные функции являются очень сильными экономическими мотиваторами. Особенно для тех потенциальных членов профессиональных союзов, которые выступают одновременно и заказчиками и поставщиками.
В любом случае, несмотря на очевидную осторожность респондентов и их очевидную высокую кадровую загруженность, опрос показал, что у отраслевых союзов есть огромные перспективы. Экономика не стоит на месте и становится местом неудобным для одиночек.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет