Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Система закупок России за год – программный код национальной экономики

Образ будущего в главных нормативных сюжетах 2023 года
Система закупок России за год – программный код национальной экономики
Теги: #223-ФЗ

Система закупок является косвенным носителем экономической идеологии страны. Закупки – это нормативная формула завтрашнего дня, набор постоянно развивающихся правил, программный код. От его содержания зависит очень многое: индустриализация, технологический суверенитет, эффективность социальной и финансовой политики, этика деловых отношений, производительность труда, КПД бизнеса и предпринимательской инициативы…

Экономика не статична, поэтому каждый год в нормативной базе закупок происходят важные изменения и корректировки на злобу дня. Решающими сюжетами 2023 года стали: нацрежим для закупок госкомпаний и корпораций; развитие небанковского контура кредитования экономики; маркетплейсы и закупки малого объема.  Об всем по порядку.

1. Развитие национального режима в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ (совершенствование и углубление системы идентификации товаров российского происхождения через ГИСП и паспорта российской продукции).

Важнейшая, поворотная веха в судьбе России: сейчас в высших органах власти проходит финальную стадию согласования законопроект об ограничении импорта госкомпаний и госкорпораций. Документ, подготовленный Минфином, был направлен Государственно-правовым управлением (ГПУ) президента РФ на доработку, его судьба должна была определиться до 25 октября.

Российские корпоративные заказчики владеют подавляющей долей национальных богатств, но тратить их в пользу государственных интересов не обязаны. Нет ни одного норматива, который это предполагает.

Инициатива правительства применить нацрежим к закупкам по 223-ФЗ исходила от вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Она подразумевает запреты и ограничения на приобретение иностранной продукции, ограничение на использование импортных технологий при наличии отечественных аналогов, приоритет продукции и комплектующих отечественного происхождения. Такие правила давно и вполне эффективно работают по отношению к госучреждениям и муниципальным и региональным заказчикам в рамках 44-ФЗ. Однако основные объемы финансовых и технологических ресурсов России (порядка 2/3 от общего объема) «циркулируют» в другом законе – 223-ФЗ. Именно госкомпании и корпорации закупают большую часть наукоемких товаров, являются главным заказчиком национальной промышленности, контролируют работу ВПК и энергетики, владеют инженерной инфраструктурой и транспортными сетями России. При этом, в законе не существует вообще никаких, не то что правил, – даже методов воздействия на закупочную политику корпораций и на их инвестиции.

Минфин в кооперации с Минпромторгом разработали мягкую добровольно-принудительную конструкцию, предлагающую два варианта обоснования преференций для российских поставщиков по 223-ФЗ. Над проектом проделана огромная юридическая работа, а его принятие или не принятие действительно будет обладать историческими последствиями.

Еще одним аспектом той же темы является дальнейшее развитие Государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Точность и глубина идентификации товаров российского происхождения, а также актуальность сведений о них в специальных Реестрах Минпромторга. Пока эти данные носят формально-заявительный характер, но в ближайшем будущем должны быть прочно взаимоувязаны с реальными закупочными процессами всех заказчиков. В этой логике ГИСП должен стать крупнейшим промышленным маркетплейсом России. В 2023 году для этого было многое сделано. В частности, в  закон «О промышленной политике» внесены новые термины «российская промышленная продукция», «производитель российской промышленной продукции». Помимо понятийного аппарата сформирована и логика сбыта. Минпромторгом разработана система цифровых паспортов промышленной продукции, которая упростит доступ отечественных предприятий к госзакупкам.  Паспорт подразумевает единый принцип определения происхождения продукции  с автоматическим подбором  всех имеющихся в доступе по данной конкретной продукции мер государственной и региональной поддержки (по 44-ФЗ и 223-ФЗ). Главная миссия паспортов – упростить подбор аналогов импортной продукции.

2. Небанковский контур кредитования экономики.

Параллельно с ростом зависимости от бюджета, снижается кредитная зависимость регионов от коммерческой банковской системы. Это осознанный нормативный процесс, запущенный 2-3 года назад. Федеральный центр поощряет «практику замещения рыночной задолженности бюджетными кредитами». Разрастается модель казначейского кредитования экономики (в обход коммерческой банковской системы) за счет инфраструктурных бюджетных кредитов, единой региональной субсидии, инфраструктурных облигаций и небанковских программ для особых экономических зон и ТОРов (территорий опережающего развития).

Государство в этих новых моделях финансирования может выступать и в качестве заказчика, и в качестве гаранта денежного обеспечения проектов.

Главная интрига происходящего состоит в том, что процентная ставка в бюджетных схемах кредитования гораздо ниже ставки ЦБ и коммерческих банков. К примеру, в инфраструктурных кредитах символическая: от 0,1% до 3%. В сценариях Фонда развития промышленности – она составляет (в среднем 5%) в зависимости от выбранной программы поддержки. В новейшей правительственной программе кредитования производителей «приоритетной промышленной продукции» – 5,25%.  Комплекс мер грантовой поддержки предполагает еще более мягкие форматы работы: государство выделяет деньги производителям на формально-безвозмездной основе под целевые приоритетные задачи. Например, успешно развивающаяся с прошлого года программа доращивания/доработки продукции под запросы корпораций. Еще одним интересным событием 2023 года является тот факт, что впервые, инфраструктурные бюджетные ресурсы разрешили использовать на развитие промышленности  в рамках Единой региональной субсидии. Новой перспективной формой выживания производственного бизнеса при неподъемной ставке ЦБ оказались промышленные кластеры, где также применяется субсидирование процентных ставок по кредитам. Возмещение затрат на совместные проекты в целях импортозамещения и даже приобретение стартовых партий промышленной продукции, производимой участниками промышленного кластера (до 150 млн рублей).

3. В России стремительно развиваются закупки малого объема и сервисы, которые их обслуживают.

За прошедший год в этой отрасли произошли качественные изменения, которые могут повлиять на будущее всей экономики. Поскольку в работу маркетплейсов вовлекается все больше представителей малого и среднего бизнеса, а сам инструмент становится важнейшим способом реализации предпринимательской инициативы. Самого пристального внимания здесь заслуживает опыт развития закупок малого объема (ЗМО) в Москве и Московской области, где массово применяется стандартизация закупок, использование типовых форм контрактов. Настоящим технологическим прорывом является методика котировочных закупочных сессий, применяемая на Портале поставщиков Москвы. Реализована функция совместных котировочных сессий: допускает заключение несколько контрактов (по аналогии с совместными закупками) с каждым заказчиком отдельно. На уровне города было принято решение повысить лимит одной котировочной сессии до 3-5 млн. Опыт Москвы по совместным котировочным сессиям (в случае масштабирования на всю Россию) может существенно повысить интерес к ЗМО, сделав его прорывным инструментом разогрева экономики. Когда у заказчика небольшая потребность, она зачастую неинтересна поставщику, готовому идти, например, на контракт от 10 тыс. позиций, но не готовому поставлять в сотнях штук. Заказчик с потребностью в сто штук включается в совместную котировочную сессию, реализует свою потребность за счет высокого общего объема заказа.

Автор: Андрей Троянский

31 октября 2023, 18:12
585
Теги: #223-ФЗ

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.