Несмотря на сложности, препятствия и издержки, российский рынок софта за два года совершил существенный рывок, и в качестве, и в финансовом обеспечении. В четыре раза вырос объем бюджета выделенный государством на целевую разработку импортозамещающих программных решений.
Но самое главное, эти деньги научились разумно инвестировать – расходовать на конкретный результат, а не на ветер (как это было до начала СВО).
При Минцифры появился уполномоченный институт РФРИТ, ответственный за разработку и внедрение отечественного ПО. (*Некоммерческая организация Российский фонд развития информационных технологий). Его вооружили инструментом прямого проектного финансирования (это когда возвратность средств начинается не раньше рыночного внедрения софта и вывода продукта в серию). Таким образом, в России появилась полноценная фабрика IT
В распоряжении Минцифры появился сверхпродуктивный инструмент идеально вписывающийся в конъюнктуру отрасли под названием «форвардный контракт». Гарантированный спрос производителям с предоставлением авансового платежа для финансирования разработки продукта. С возможностью проведения заказчиком испытаний и тестов на разных этапах разработки. Пока форвардные контракты распространяются только на оборудование. Но в министерстве прозвучала замечательная идея – принудить отстающих в импортозамещении критической информационной инфраструктуры к заключению форвардных контрактов на разработку ПО.
- По данным ПАО «Ростелеком» на конец 2024 года, общая сумма форвардных контрактов на закупку отечественного телекоммуникационного оборудования российскими операторами связи достигла 110 млрд.
Важнейшим достижением со стороны регулятора стало признание того факта, что рыночный способ импортозамещения невозможен для большинства направлений отраслевого ПО. Чтобы создать конкурентоспособный продукт и занять эти ниши требуются закрытые формы хозяйственной деятельности с жестким планированием и протекционизмом. Рыночным способом, даже при стопроцентной компенсации банковского ключа, российские решения в промышленном ПО бы физически не появились.
Среди импортозамещенных систем уже есть те, опыт внедрения которых можно признать успешным. Появилась линейка продуктов «Мой офис», замещающая ПО от Майкрософт. Разработчик получил прямое проектное финансирование от государства. Аналогичные решения есть в сфере информационной безопасности, новых коммуникаций, промышленный управляющий софт и ERP-системы, софт для сферы строительства и управления процессами.
Одним из успешных кейсов, который приводят в пример, является решение от анимационной студии «Воронеж». Продукт состоялся благодаря синтезу возможностей разработчика, финансовых ресурсов и господдержки вокруг внезапно возникшей общей потребности. Все российские анимационные и кинематографические студии используют зарубежные софтверные решения. Возникла ситуация, когда авторы не могли завершить выпуск и продюссирование своих произведений. Одна из анимационных студий взяла на себя повышенные риски, выступив в роли разработчика импортозамещающего программного решения. Компания собрала весь отраслевой заказ и получила проектное финансирование от государства на создание ПО для 3D-анимации. Благодаря инструменту грантового финансирования получилось конкурентоспособное решение, востребованное в том числе на зарубежном рынке.
В 2022 году по поручению Михаила Мишустина и под присмотром Минцифры началась титаническая работа по формированию отраслевых центров компетенций в сфере ПО. Главное, ради чего они создавались – это сбор и верификация реальных потребностей российских заказчиков.
Есть любопытная особенность, о которой не любят говорить теоретики свободной конкуренции: заказчики скрывают свои потребности от лишних глаз, они вовсе горят желанием делиться этой информацией со всеми. Идеальной конкуренции (в том виде, как ее описывают учебники по экономике) не бывает. Прозрачные форматы актуальны только для примитивных форм рынка: продажа товаров широкого потребления или продовольствия.
Но как только дело касается любого дискретного производства и продукции с высокой добавленной стоимостью, все теории про открытое ТЗ и честную борьбу потенциальных исполнителей превращаются в дырку от бублика. Заказчик не только не хочет выносить напоказ технические и ценовые сведения о своей закупке. Он даже не стремится менять однажды заведенный порядок своей хозяйственной деятельности, искать других поставщиков, а тем более менять те решения, которые уже работают.
Эта особенность в равной степени относится и к энергетике, и к машиностроению, и к разработке софту. В этом смысле отраслевые центры компетенций оказались, в каком то смысле, институтами принуждения к обмену данными о потребностях компаний в программных продуктах.
РФРИТ в этой системе играет роль последней инстанции – замыкает все полученные данные о потребностях заказчиков на себя. Может концентрировать на конкретных задачах ресурсы исполнителей. Одновременно, страхует риски и следит за хронометражом исполнения.
Александр Павлов, гендиректор РФРИТ (Российский фонд развития информационных технологий):
– Проведена большая работа с вовлечением всего экспертного поля. Определили для себя красные зоны, желтые и зеленые. Можно двигаться дальше, доводить до конца запроектированные решения в соответствии с намеченным графиком. Сверяемся внутри отраслей по функциональному заказу. Если, например, ПО создается для автопрома и его в качестве якорного заказчика внедряет «Автоваз», а другие предприятия автомобильной отрасли рассчитывают получить уже готовое доработанное решение. Происходит регулярная сверка с плановыми сроками и наличием спроса от всех потребителей, мы видим результат. Но оказалось, что чем глубже мы погружались в потребности смежных производителей, тем больше обнаруживали нюансов и сегментов, не охваченных первой работой. В первом подходе решались наиболее критичные задачи (там, где без решений возникал риск выпуска продукции, в том числе для ВПК).
К желтой зоне, по словам эксперта, относятся те виды софта, с разработкой которого можно было повременить. Чтобы решение появилось за счет собственных средств предприятий заказчиков. Либо за счет привлечения внешних средств. К зеленому сектору относятся те решения, без которых экономика может обойтись долгое время.
В результате, за два года аналитической работы РФРИТ пришли к выводу, что красная зона значительно шире, чем казалась на первый взгляд.
Особенно высоки потребности импортозамещения в сфере науки и конструирования, в новой отрасли беспилотного транспорта (нужны свои сервисы: картографические, связи со спутниками, для управления роем дронов). На первой волне эти сегменты остались неохваченными.
Вскрылись дополнительные потребности в отрасли туризма: сложился целый кластер заинтересованных регионов и предприятий. Цифровые сервисы, которые обеспечивали логистику турпотока, его распределение и ценообразование услуг потребовали замены.
Важное наблюдение по поводу емкости российского рынка. В РФРИТ отмечают, что ее недостаточно, чтобы обеспечить окупаемость разработчикам софта. Так, например, в сфере автопрома потребителями выступают всего пять автогигантов. После того как решение внедрено, его нужно развивать и поддерживать. Во всем мире окупаемость обеспечивается только одним способом – расширением охвата.
Справка
- Минцифры России ужесточит правила внесения в реестр отечественного программного обеспечения. Согласно предложенному проекту постановлению, заявку будут принимать при условии, что предложенный софт не имеет аналогов в реестре. Также Минцифры предлагает обязать производителей ПО подтверждать совместимость софта с отечественными микропроцессорами и российскими браузерами, устранять ошибки и уязвимости, выпускать систематические обновления, предоставлять API для интеграции с внешними системами. Также вводится требование учитывать и отслеживать ошибки на всех этапах жизненного цикла и процесса эксплуатации ПО.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет