Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Самочувствие малого и среднего бизнеса в закупочной среде нового типа

Цифры факты и тезисы Всероссийской конференции ФАС России в Сочи
Самочувствие малого и среднего бизнеса в закупочной среде нового типа
Теги: #Доращивание поставщиков #Корпорация МСП #Производственная кооперация

На фоне стремительных изменений в экономике страны включение небольших производственных компаний в процессы импортозамещения и насыщения внутреннего рынка – это вопрос выживания. Поэтому тема конкуренции в государственном и корпоративном заказе вышла на первый план.

Это самый содержательный сюжет ежегодной конференции Федеральной антимонопольной службы по проблемам контрактной системы и 223-ФЗ.

Александр Исаевич, генеральный директор АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»:

– Корпорация МСП, традиционно занимаясь статистикой, чтобы помочь предпринимателям воспользоваться возможностями рынка сбыта в рамках 223-ФЗ. Обязательная квота на закупки корпоративных заказчиков у МСП была установлена в 2021 году. Подчеркну, что дело не в ее размере, а в качестве ее реализации.

По данным Корпорации МСП, объем закупок по 223-ФЗ составляет 7 трлн рублей, которые расшиты на 702 тысячи договоров. Какова доля предпринимателей внутри этого рынка?

На текущий момент – она составляет 4,2 трлн рублей. В деньгах это порядка 55%, а в количестве договоров – 85% (520 тысяч договоров). При этом, для достоверности картины важно учитывать номенклатуру и количество повторяющихся закупок, их цикличность.

По словам Александра Исаевича сейчас принципиальное значение имеет даже не столько сам факт исполнения обязательной квоты, сколько возможности российских производственных предпринимателей и наукоемких стартапов заместить потребности в импорте крупных компаний.

Крупные заказчики и регионы могут пользоваться инструментом квот для организации процессов импортозамещения и формирования долгосрочной контрактной базы. При этом, у  предпринимателей есть сложности в коммуникации с заказчиком, в силу того, что корпорации и госкомпании обладают разными требованиями, разной системой внутренних ограничений.

Программа выращивания с последующим заключением офсетных договоров  

Чтобы устранить эти препятствия, вместе с ФАС России и Совфедом, Корпорация МСП вышла с инициативой внедрить в рамках действующего законодательства возможность заказчиков заниматься программой выращивания поставщиков из числа малых и средних предпринимателей. Важным элементом этой программы, запущенной с одобрения Президента России, являются офсетные контракты.

В распоряжении Корпорации МСП есть и финансовые меры поддержки, льготное кредитование: под 4% для промышленных компаний, льготный лизинг 6-8%. Прошлый год стал поворотным для многих крупных заказчиков по 223-ФЗ, которые обратили внимание на отечественные предприятия малого производственного сегмента. На текущий момент утверждены 15 программ выращивания, 17 находятся на рассмотрении заказчиков; пять офсетных контрактов уже находятся в стадии исполнения.

Один из первых проектов выращивания такого типа, заключенный при поддержки Корпорации МСП, завершился офсетным контрактом на поставку транспондеров отечественного производства для госкомпании «Автодор».

– Возникали сложности со сроками поставки. Мы помогли привлечь заемное льготное финансирование. Тем не менее, первые поставки уже идут, – рассказал Александр Исаевич.  – Еще один проект такого типа – это производство и поставка средств малой механизации для «Российских Железных Дорог». Объем инвестиций составил 99 млн рублей сроком на 2-3 года. Это объемы, которые РЖД традиционно затрачивает на поддержку субъектов МСП в рамках политики компании. Третий, не менее сложный проект – это заказ «Интер РАО» на производство огнестойкого турбинного масла. Здесь спасибо губернатору Тульской области, который помог дать льготную производственную площадку, для того чтобы скорее начались первые поставки. Есть также проект, связанный с поставкой бурильных труб отечественного производства для нужд «Росгео».

Мы видим, что практику офсетных контрактов по-разному трактуют в разных государственных инстанциях. Но у нас есть цель, дать возможность субъектам МСП обеспечивать процессы импортозамещения в корпоративном секторе. Им по силам и заместить, и создать новое.

В Корпорации МСП пришли к выводу, что у практики применения офсетных контрактов есть узко-отраслевой контекст и региональный контекст. Регионы начинают более активно пользоваться этим инструментом. Ближайшие офсетные договоры будут заключены с ХМАО и Иркутской областью.

Популярный вопрос: являются ли офсетные контракты угрозой для конкуренции?

– Когда мы изначально обсуждали легализацию данной практики, то принципиальная позиция ФАС России базировалась на требованиях обеспечить максимальный доступ к офсетной контрактации всех предпринимателей, – отвечает Александр Исаевич. – Тогда возникла дискуссия между заказчиками, нами и электронными площадками (которые, нравится это кому-то или нет) являются полноценными участниками контрактных отношений. Подавляющая часть предпринимателей «живет» на ЭТП. Было принято решение – обеспечить конкуренцию через максимальное опубличивание офсетных контрактов. Из того, что мы видим: если бы это были миллиардные и стомиллиардные закупки со сроком на 7 лет и с выкупом стопроцентной потребности, – то, наверное, факт ограничения конкуренции имел бы место. Но мы стараемся сделать такие закупки максимально публичными: через заявки. За ними мы очень внимательно следим. К слову, программа выращивания поставщиков, не обязательно должна переходить в офсет. У нас же нет обязательства, чтобы любая программа выращивания, в конечном итоге, закончилась долгосрочными контрактными обязательствами. Наша цель – помочь предпринимателю, который может и хочет соответствовать заявленным требованиям. Помочь с точки зрения коммуникации с заказчиком, с точки зрения финансового плеча по льготным программам. Из того, что мы видим на скромном примере пяти офсетных сделок за небольшой срок, – самая большая сумма контракта составляет 99 – 100 млн рублей. На этапе исполнения одного из уже заключенных    офсетных договоров, к нам обратилась другая компания, которая заявила, что тоже готова производить. И мы вместе с заказчиком рассматриваем перспективы ее участия в производственном процессе. Мы понимаем риски конкуренции, о которых идет речь. Поэтому действуем максимально прозрачно и открыто.

Достаточно мощным стимулом развития среднего предпринимательства стали новые регионы России. Вместе с уполномоченными органами закупок новых субъектов Корпорация МСП формирует реестры потенциальных поставщиков. При этом по 223-ФЗ с представителями бизнеса Новороссии уже заключено более 3,5 тысяч договоров на сумму порядка 13 млрд рублей.

Предложения Корпорации МСП

Электронное актирование для 223-ФЗ

– Все-таки, пора решить вопрос с введением электронного актирования в рамках 223 закона. Сейчас формируется Реестр малых технологических компаний, формируется Реестр российских промышленных компаний, которые должны аккредитовываться через акт для подтверждения российского происхождения самой продукции (речь в данном случае не про сертификацию заказчиков, а про сертификацию Минпромторга). Так почему не дать возможность этим компаниям участвовать в закупках госкорпораций в рамках преференций для субъектов МСП?  

Предложения, которые не требуют корректировки 223-ФЗ

Повысить порог для осуществления закупок в электронных магазинах путем конкурентных процедур, в рамках текущих лимитов, которые есть у заказчиков, подняв эту сумму с 20 до 50 млн рублей. Но не по всей номенклатуре, а только по отдельным позициям, которые обладают критической важностью для обеспечения стратегических задач самих заказчиков. Это будет способствовать правильному формированию и активному наполнению Реестра малых технологических компаний.

Дать возможность размещать закупки «санкционных заказчиков» на всех электронных площадках, а не только на площадках в рамках ограниченного перечня. Из-за формального барьера производственные предприятия среднего бизнеса отстранены от значительной доли корпоративного рынка, который оказался в тени. Это не только снижает конкуренцию, но и бьет по импортозамещению.

Автор: Андрей Троянский

20 октября 2023, 11:51
538
Теги: #Доращивание поставщиков #Корпорация МСП #Производственная кооперация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.