Требования обязательного перехода субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на российский софт было заявлено уже давно. Это требование Президента и Праивительства РФ. Однако даже санкции и уход недружественных разработчиков из России не могут заставить заказчиков слезть с импортной иглы. Закупки российского ПО двигаются слишком медленно.
Объем продаж российских продуктов по предварительным оценкам, в 2022 г. вырастет всего на 4-5%. Корпорации, банковская система, и значительная часть государственных заказчиков даже не пытаются искать замену импортному софту, предпочитая его использование по серым схемам. Выступая в июне на форуме ЦИПР, премьер РФ Михаил Мишустин заявил, что, в частности, на промышленных предприятиях доля российского ПО составляет всего лишь 23%. Конкурентные российские аналоги есть у 80% софта, необходимого российским компаниям, говорил министр связи Максут Шадаев на форуме «Цифротех» 19 октября.
Поэтому власти наконец-то решили отказаться от игр в свободный рынок, взяв на себя ответственность за основную часть работы в IT. А основная часть работы – это формирование технического задания под информационный продукт заранее известным функционалом. Финансирование разработки бюджет также возьмет на себя. А фантазии про невероятную индивидуальность каждого заказчика и каждой задачи, которая якобы не позволяет подходить к ТЗ с шаблонами и стандартами – это разговоры в пользу бедных.
В октябре Правительство сообщило, что отобрано 216 проектов отечественного промышленного программного обеспечения, и на их реализацию у Минцифры предусмотрено 28 млрд рублей из бюджета. Об этом рассказал вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко. Бюджет компенсирует до 80% затрат на разработку. Остальную часть (20%) дадут инвесторы (под которыми следует понимать тех самых владельцев КИИ: корпорации, банки госпредприятия).
Интерсный нюанс: инвесторы дадут часть средств на разработку программ, но авторские права останутся не у инвесторов, а у разработчиков из списка российских компаний. Это правильно, учитывая тот факт, что основную долю затрат на разработку понесет государство. Вполне логично задать вопрос: как правительство намерено гарантировать нахождение созданных IT-продуктов в российской юрисдикции? Нужен соответствующий нормативный фон. Еще в 2021 году в госкорпорации «Росатом» предлагали принять закон, которым бы предписывалась обязательная национализация интеллектуальной собственности компании, в том случае, если она, например, решит покинуть Россию. Такие прецеденты с продукцией из реестра отечественного ПО уже, к сожалению, существуют. Возможно, для этого потребуется обязательный доступ государства к исходному коду продукта. Все эти тонкости решаются только на уровне суверенного законодательства об интеллектуальной собственности. Которого в России нет – от слова «совсем».
Еще одна продуктивная новость осени, которая поможет заказчикам идти по пути импортозамещения. В октябре В РФ официально заработал маркетплейс российского программного обеспечения Russoft азмещены более 1000 решений. В описании продуктов можно ознакомиться с основными характеристиками, ценой, возможностями и совместимостью. Его разрабатывали на базе пресловутого реестра отечественного ПО, которым занимаются Минцифры и Минпромторг.
Наконец, есть законодательный заход на принудительное импортозамещение софта в КИИ. Это официальный документ, утвержденный правительством еще 31 августа – «Методические рекомендации по формированию отраслевых планов мероприятий для перехода на отечественное ПО». Документ вводит запрет на закупки импортного программного обеспечения для госорганов, банков, операторов связи и других структур, выполняющие роль субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Интересно, что закупка иностранного ПО становится невозможной даже при отсутствии отечественных аналогов.
По сути – это означает введение национального фильтра: желаешь продавать в России — программируй код в России.
Но, похоже у ведомств все еще нет четкой позиции по этому принципиальному пункту. В частности Минцифры РФ заявляли, что к концу ноября планирует разработать механизм для легализации использования не имеющего российских аналогов зарубежного ПО, правообладатели которого ушли из РФ; один из вариантов – создание спецсчетов для отчислений за использование таких продуктов. Об этом заявил глава Минцифры Максут Шадаев в ходе CNews Forum 2022.
Это уже совсем другая экономика, чем та, которая предлагается в «Методических рекомендациях».
Идет борьба за лазейку доступа к иностранному софту для владельцев КИИ. Это вовсе не второстепенный, а самый принципиальный вопрос, который определяет конфигурацию всей системы закупок в IT. Компании научились обходить требования национального режима именно благодаря наличию в законодательстве о закупках оговорки, позволяющей приобретать иностранное при отсутствии российского. Заказчики прописывают параметры необходимого им ПО так, что ни один отечественный продукт не может им соответствовать. И тогда «приходится» закупать импорт.
Применение Методических рекомендаций без лазейки от Минцифры заставит заказчиков действовать по другой схеме. Если заказчик, например, укажет 50 необходимых ему параметров, то правила предписывают ему приобретать несколько отечественных продуктов, один из которых (условно говоря) может соответствовать лишь 30 требованиям, другой – 15, а третий – 5. Согласитесь, это совсем иная ситуация, которая разворачивает потребителя лицом к отечественной IT-отрасли.
В случае с разработкой российского ПО безусловно возникают определенные риски: поскольку стоимость внедрения не равна стоимости лицензии и может отличаться многократно. Проверять такие вещи очень сложно. Именно поэтому инструменты нормирования и стандартизации технических заданий, которые, по сути применяет правительство, отбирая 216 отечественных проектов софта – выглядят абсолютно правильным решением.
Ситуация осложняется отсутствием рамочных правил национального режима в 223-ФЗ, по которому осуществляются закупки корпораций. И, в принципе, недостатком инструментов контроля за исполнением уже заключенных и исполненных контрактов. Эта проблема в равной степени касается и 44-ФЗ и 223-ФЗ. После легального завершения поставки товаров, работ, услуг никому уже не интересно, насколько эффективно поставленное работает в экономике. Актом приемки, заканчивается контроль государства.
Весьма высоким является риск профанации импортозамещения. Не исключено, что большинство заказчиков будет формально закупать лицензии на отечественное ПО ради отчетности, а продолжать работать на привычном западном.
Существенное влияние на позицию заказчика оказывают надежды на возвращение иностранных компаний на российский рынок. Так, например, недавнее решение Microsoft продлить срок действия лицензий, ударило по сбыту отечественных разработчиков софта.
Напомним, что времени для того, чтобы определиться с конфигурацией системы закупок, отведено неоправданно много. Полный запрет госорганам и госкомпаниям использовать иностранное ПО на значимых объектах КИИ введен только с 1 января 2025 г. в соответствии с указом президента от 30 марта 2022 г. А это значит, что до 2025 года вся экономика, тем или иным образом интегрированная в цифровые процессы, будет работать в условиях «импортной неопределенности». Нужны ясные приоритеты в пользу российских продуктов.
Цифры
- По итогам 2021 года совокупная выручка от продажи программных продуктов российских разработчиков выросла на 19%, до 1,5 трлн рублей. При этом рост продаж на внутреннем и на зарубежных рынках оказался одинаковым. Как и доли этих сегментов, так продажи на внутреннем рынке составили 815 млрд рублей ($11,1 млрд), а на зарубежных – 745 млрд рублей ($10,1 млрд). Продажи российского программного обеспечения (ПО) в III квартале в сравнении с II кварталом 2022 года розничным клиентам выросли на 25% в штучном выражении.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет