Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Реинжиниринг – ресурсы догоняющей индустриализации

За год в России появились новые производственные мощности для промышленного копирования импортных комплектующих
Реинжиниринг – ресурсы догоняющей индустриализации
Теги: #Индустриализация #Реверсивный инжиниринг

В разных регионах страны стали возникать сервисы обратного инжиниринга, которые позволяют оперативно считать параметры нужной детали, анализировать технические данные, свойства материалов с целью создания усовершенствованных аналогов с последующей сертификацией изделия и выводом в серийное производство.

Чаще всего услуга востребована в сфере металлообработки для воссоздания дефицитных деталей машин, отдельных узлов и запасных частей, которые прежде поставлялись из недружественных стран. Санкции учат российскую промышленность смелее использовать китайский и иранский опыт на этом пути. Одним из главных препятствий остается нормативная система защиты интеллектуальной собственности, которая в России продолжает обслуживать интересы зарубежных корпораций.

Тем не менее, существует запрос внутреннего рынка на отказ от этих нормативных дефектов и развитие собственных суверенных инженерных компетенций. Понемногу созревает и сопутствующая экономическая среда: резко выросла востребованность инженерных профессий. Специальным поручением Президента РФ в стране реабилитировали уроки черчения в школах уже с 2024/2025 учебного года.

Вопреки ожиданиям, и надеждам процесс внедрения реверсивного инжиниринга в России пошел не централизованным путем, а избирательным и стихийным.

В пилотной версии Министерством промышленности и торговли была сформирована специальная структура – АНО «Агентство по технологическому развитию». Впервые Агентство было презентовано в качестве головной организации реверсивного инжиниринга на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в 2022 году. Агентство предлагает российским инженерам уникальную Программу стимулирования разработки конструкторской документации для серийного выпуска критически важных комплектующих в рамках обратного инжиниринга. У исполнителей есть возможность разработать КД полностью за счет средств государственного гранта, без привлечения сторонних инвестиций.

По итогам полного года работы этой крайне важной и полезной для России организации всплыли  очевидные недостатки национальной промышленной политики. Первый заключается в том, что ее (этой политики) как таковой – нет существует.  Есть очередная попытка организовать благоприятную среду, в которой все будет происходить само собой на рыночных принципах: заказчики будут сами обращаться со своими потребностями к инженерам, а те – будут предлагать свои интеллектуальные услуги, простимулированные бюджетной компенсацией. Даже в таком идеально-утопическом формате система поддержки реверсивного инжиниринга приносит результаты.

Однако реальные потребности российской промышленности в копировании импортных комплектующих, материалов и технологий несоизмеримо шире. И эти потребности можно перекрыть только в планово-принудительном порядке.

1) Государство должно регламентировать процесс обязательного раскрытия технических данных, приняв соответствующий федеральный закон о раскрытии технических данных (как в Бразилии, Турции, ЮАР и многих развитых экономиках мира).

2) Государство должно регламентировать процесс предоставления исходных образцов комплектующих отечественным разработчикам. Некоторые корпорации откровенно скрывают от потенциальных российских разработчиков импортные оригиналы деталей и техническую документацию к ним, что полностью противоречит идеям борьбы за технологический суверенитет.

3) Государство должно обеспечить импортозамещенной продукции с улучшенными параметрами надежную систему сертификации и стандартизации (*как, например, в Китае), которая снимает все вопросы и претензии по интеллектуальной собственности.

4) Наконец, государство вполне способно обеспечить импортозамещенную продукцию гарантированным сбытом, причем не только в рамках государственного, но и в рамках корпоративного заказа.

Ни один из четырех пунктов из этого элементарного набора требований в России не реализован. Поэтому платформы и сервисы обратного инжиниринга в стране развиваются стихийно. С разных концов этой темой занимаются Торгово-промышленные палаты, региональные власти, отдельно взятые корпорации, консорциумы производителей, инициативный средний производственный бизнес.  

За год набрался разноцветный веер промышленных успехов реверсивного инжиниринга. У этих успехов есть предметное выражение в конкретных изделиях, но пока нет общей логики, взаимоувязанной со стратегией индустриализации страны.

Недавно на Питерском экономическом форуме АНО «Агентство по технологическому развитию» представило свои разработки премьеру Михаилу Мишустину. Выборгский машиностроительный завод в рамках взаимодействия с АНО разработал швартовную лебедку для стоянки рыбопромысловых и краболовных судов (ранее такая производилась в Голландии). Есть большие планы в рамках нового нацпроекта по строительству беспилотных авиационных систем, где достаточно сильна зависимость нашей страны от иностранных комплектующих. При этом, в Агентстве справедливо отмечают фактор китайской угрозы, который может обнулить все усилия отечественных производителей.

Владимир Пастухов, глава АНО «Агентство по технологическому развитию»:  

– Идея госзаказа в том, чтобы через два-три года отечественные производители сравнялись в ценах и стали абсолютно конкурентоспособны с иностранными коллегами благодаря выходу на серийное производство. Однако, некоторое число экспертов опасается, что при проблемах с сертификацией и неудовлетворении потребностей рынка госзаказ уйдет китайским поставщикам.

Собственные сервисы реверсивного инжиниринга начали развивать крупнейшие индустриальные компании страны, обладающие соответствующей материально-технической и кадровой базой.

Так, собственное Бюро реверс-инжиниринга СКБ-2 появилось у производственного холдинга «Кингисеппский машиностроительный завод». Сейчас КМЗ активно осваивает производство запчастей дизельных двигателей, оригинальные поставщики которых прекратили какие-либо поставки в РФ. Недавно завершены работы по обратному инжинирингу гильзы дизельного двигателя 10Д100, разработчиком которого был украинский завод имени В. А. Малышева. В советские времена такие дизельные двигатели широко применялись в железнодорожной технике стран СНГ. Также завод разработал турбокомпрессоры, увеличивающие мощность двигателя на 20-50%.

Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения, успешно действует на платформе Уральского федерального университета. У уральских умельцев уже целая линейка импортозамещенной высокотехнологичной продукции для разных отраслей. Недавно Центр разработал высокотехнологичный элемент для насосных систем, позволяющий транспортировать гомогенные жидкости с большим числом твердых частиц и высокой концентрацией газообразных веществ. Конструкционный элемент изготовлен по образцу так называемого рабочего колеса, ранее поставлявшегося швейцарской компанией Egger с улучшением технических характеристик. Может применяться в металлургии, химпроме, автомобилестроении, судостроении…

Госкомпании и госкорпорации также постепенно осваивают нишу обратного инжиниринга. В начале года центр инжиниринга «Кронштадт» появился под крылом Газмпромнефти. Инженеры центра сфокусированы на задачах импортозамещения по широкому спектру деталей и компонентов для оборудования ТЭК на основе 3D сканирования.

Свободной зоной и, своего рода, офшором для реверсивного инжиниринга  может стать Беларусь. В мае Белорусская универсальная товарная биржа открыла новый инструмент для бизнеса —площадку импортозамещения, которая помогает заказчикам оперативно заместить потребности в аналогах иностранной продукции за счет мощностей собственной промышленности.

Некоторых по пути реверсивного инжиниринга ведет узко-отраслевая специфика. Так происходит в целлюлозно-бумажной промышленности, где у предприятий примерно одинаковые нужды в оборудовании и технологиях. Отрасль столкнулась с дефицитом запчастей и узлов для европейского оборудования. Здесь целесообразно проводить «коллективное импортозамещение» силами одного консорциума. Поэтому реверс-инжинирингом для целлюлозно-бумажной промышленности сегодня занимается Проектный институт АО «Гипробум» (входит в состав Segezha Group). Работа ведется в кооперации с ведущими российскими машиностроительными и металлообрабатывающими заводами из Москвы, Екатеринбурга, Челябинска и Санкт-Петербурга. Одновременно происходит параллельное взаимодействие с китайскими партнерами. В отечественном производственном оборудовании нуждаются все крупнейшие производители бумаги и целлюлозы, поэтому у разработчика и поставщика есть гарантированный рынок сбыта.

Автор: Артур Королев

15 августа 2023, 15:06
413
Теги: #Индустриализация #Реверсивный инжиниринг

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.