Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Реформа 223-ФЗ: перспективы развития закона

Презентация Федерального казначейства на выставке-форуме «Россия» дает представление о дальнейших планах государства в совершенствовании корпоративных закупок
Реформа 223-ФЗ: перспективы развития закона
Теги: #223-ФЗ

Закупки госкомпаний и госкорпораций – уникальная область нормативной системы закупок. Госкомпании и госкорпорации сами определяют правила контрактации своим положением о закупках, самостоятельно определяют критерии эффективности своей закупочной деятельности и формируют отчетность перед государством. 

В профессиональном сообществе существует консенсус по поводу правоприменения 223-ФЗ. Считается, что вместе с сохранением известной доли свободы и вариативности для заказчиков в выборе методов закупок, в свою очередь, должна соблюдаться и жесткость рамочных требований со стороны государства (в части конкуренции, национального режима, защищенности прав поставщика).

В 44-ФЗ порядок проведения конкурентных и не конкурентных процедур четко регламентирован (запрос предложений, конкурс, аукцион, закупки у едпоставщика). А в 223-ФЗ у заказчиков свобода творчества: существует множество вариантов проведения процедур. Их условно можно классифицировать как «типовые» (которые напрямую прописаны в законе: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок) и «вариативные», которые заказчик изобретает и прописывает в собственном положении о закупках.

Положение обязательно содержит: порядок обоснования НМЦД (начальной максимальной цены договора), условия применения тех или иных способов закупки, особенности заключения и исполнения договора, сведения об обеспечении закупок, сведения о взаимозависимых лицах.

Так же, как и в 44-ФЗ, в 223-ФЗ предусмотрены неконкурентные процедуры (закупки у едпоставщика, собственные механизмы закупок у едпоставщика – так называемые «иные способы»). Заказчик вправе самостоятельно определить порядок и сроки заключения договоров.

Существуют закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП): в их отношении применяется более жесткая регуляторика. Государством внедрена целая система стимулов, определяющая, каким образом корпорации должны закупаться у субъектов МСП. Постановление правительства 1352 предписывает заказчикам не менее четверти от годового объема закупок провести у малого и среднего бизнеса. Причем 20% должны быть закуплены по специальным способам, которые описаны в статье 3.4 223-ФЗ (конкурс, аукцион, запрос предложений/котировок). Эти способы реализуются в прочной связи с системами ЕИС и электронных площадок. Таким образом, если заказчик за год не успевает выбрать нужный объем 25% у МСП, то с февраля по январь следующего отчетного года ему придется применять 44-ФЗ. Это любопытный нормативный маневр, который, по сути, означает, что для корпоративных заказчиков 44-ФЗ является наказанием.

Реестр договоров в ЕИС является самой значимой связкой между 223-ФЗ и Единой информационной системой в сфере закупок. В логике законодательства именно реестр должен собирать в себе исчерпывающую информацию о закупках корпораций. Однако в текущем виде эта информация представлена в реестре не полностью. Поэтому неоднократно говорилось о том, что данный документ нуждается в доработке. По своему контенту и форме он близок к тому, что мы наблюдаем в реестре по 44-ФЗ.

Казначейство через реестр видит деятельность всех заказчиков и исполнителей: по объему, по срокам исполнения контрактов, может контролировать соблюдение квот (на закупки у МСП, на закупки у отечественных производителей). Отчетность по исполнению квоты закупок у малого бизнеса также формируется посредством реестра договоров. Заказчики по 223-ФЗ в январе формируют ежегодный отчет на основании сведений, который подгружались в реестр, об объеме и количестве осуществленных ими закупок. На основании этих данных ЕИС автоматически подсчитывает процент закупок у субъектов МСП. Оценку и мониторинг этих сведений на основе данных системы осуществляет Корпорация МСП, вынося решение о том, исполнена или не исполнена квота.

На VII Петербургском форуме контрактных отношений замруководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе сообщила, что Правительством России поставлена задача по внедрению электронного актирования в 223-ФЗ. Есть соответствующее распоряжение Правительства РФ в адрес Федерального казначейства. Это важная новость, для национальной экономики.  Поскольку такой инструментарий открывает перед государством возможность действительно влиять на закупки корпоративных заказчиков и их результат, а не довольствоваться формальными отчетами, принимая на веру их цифры.

Внедрение электронных актов в корпоративные закупки напрямую зависит от развития реестра контрактов по 223-ФЗ. Также придется корректировать законодательство, чтобы сделать реестр источником абсолютных данных по 223-ФЗ для контролирующих органов.

  • Сейчас у заказчиков есть легальная возможность не вносить информацию в реестр. Часть 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусматривает, что извещение и документация (включающая в том числе и проект договора), могут не размещаться в ЕИС и на официальном сайте ЕИС в случаях, предусмотренных Законом № 223-ФЗ. Из ч. 3 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ следует, что договоры, информация о которых не размещается в ЕИС, не включаются в реестр договоров.

Устранение юридических разночтений – это не единственное препятствие. Потребуется также решить вопрос со сроками оплаты по 223-ФЗ. Правило семи дней действует не для всех. В законе есть норма о том, что заказчики обязаны осуществлять оплату в срок до 7 дней. Но есть и оговорка «за исключением случаев, установленных положением». На деле это нередко приводит к затяжке оплаты, и как следствие – кассовым разрывам для тех исполнителей, которые работают на субподряде. В некоторых отраслях (особенно, связанных со стройкой) проблема приобретает хронический характер.

В начале декабря в Госдуму поступил законопроект о запрете для заказчиков по 223-ФЗ устанавливать свои сроки оплаты в положении о закупке. Все будут применять общее правило о сроке — не более 7 рабочих дней с даты приемки. Исключение — случаи, когда для нужд обороны и безопасности страны в законе или акте правительства установили иной срок. Предполагается, что новое правило заработает сразу со дня опубликования в виде закона. Поэтому заказчикам настоятельно рекомендовали привести свои положения о закупки в соответствующий вид до 1 марта 2024 года. При этом есть послабление: закупки, опубликованные до даты размещения нового положения в ЕИС, разрешили завершать по старым правилам.

Еще одним решающим законотворческим сюжетом является внедрение национального режима в 223-ФЗ. Впервые такие планы были озвучены Министерством промышленности и торговли в начале года на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ». После чего разработку законопроекта взял на себя Минфин. К сентябрю был подготовлен законопроект за номером 137928. Утверждение о том, что положения 44-ФЗ и 223-ФЗ по нацрежиму унифицируются, является не совсем верным. Законопроект предусматривает гибкие варианты протекционизма в закупочных режимах корпораций. Главным техническим препятствием здесь является обход требований ВТО, а главным физическим препятствием – откровенное нежелание самих корпоративных заказчиков подчиняться требованиям национального режима и ограничивать себя в потреблении импортной продукции.

Справка

  • В рамках 223-ФЗ заключает порядка 1,5 млн договоров в год на сумму порядка 24 трлн рублей, не считая закупки малого объема (ЗМО). У корпоративных заказчиков годовой объем закупок ЗМО составляет около 2 трлн рублей в год (в два раза больше, чем в госзакупках), несмотря на то, что ценовая планка по таким закупкам ниже чем, в 44-ФЗ (600 тыс. против 100 тыс. рублей).

Автор: Андрей Троянский

12 декабря 2023, 17:52
389
Теги: #223-ФЗ

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.