Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Работа над погрешностями – по свежим следам «оптимизационного» пакета 44-ФЗ

Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам провела в Москве заседание Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы
Работа над погрешностями – по свежим следам «оптимизационного» пакета 44-ФЗ
Теги: #44-ФЗ #Гильдия #Законотворчество #Оптимизационный пакет

Представители региональных уполномоченных органов закупок поделились своими практическими наблюдениями о применении новых положений «оптимизационного» пакета 44-ФЗ. Закон начали применять на практике – пошли первые конструктивные отклики профессионалов.

– В регионах отмечают безусловный позитивный эффект принятых поправок в закон о закупках, но одновременно видят и риски реализации новых механизмов, – сообщила, открывая мероприятие, председатель Правления Гильдии Лидия Никифорова.

Заседания экспертного совета Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам проходят каждую неделю в режиме ВКС. За полгода апробации нового закона созрел спектр вопросов, с которыми профессионалы обратились к регулятору и контролерам контрактной системы. В мероприятии участвовали представители Минфина России, Федерального казначейства, ФАС России. Всего поступило 16 предложений от 6 субъектов РФ.

Типовые контракты: потеря или шаг вперед?

Резонансная точка зрения прозвучала от Алтайского края, имеющего одну из наиболее эффективных и технически развитых контрактных систем в стране. Здесь считают отмену региональных типовых контрактов упущением в эволюции законодательства. Именно этой формой  обеспечивается результативная стандартизация документов закупки. Поэтому предлагается «оставить субъектам РФ право на разработку типовых контрактов в соответствии и на основании федеральных типовых условий».

– Мы теряем эффективный инструмент контроля соответствия проекта контракта действующему законодательству, – подчеркивает Денис Тишин, заместитель министра экономического развития Алтайского края. – У нас есть многолетний позитивный опыт использования типовых контрактов: они разработаны и обязательны к применению с  2014 года. На протяжении всего этого периода получены только положительные оценки. Это превентивный инструмент недопущения ошибок контрактации и возникновения негативных последствий. В случае его отмены каждый заказчик будет вынужден самостоятельно определять условия, не включенные в типовые, что может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Кроме того, по словам эксперта, для региональных информационных систем типовой  контракт – это основа для реализации простого в исполнении автоматизированного контроля.

Еще один веский аргумент в пользу регионального типового контракта состоит в том что – это удобный и быстрый механизм внесения  изменений в итоговый документ закупки, в соответствии с обоснованными претензиями и потребностями заказчиков и поставщиков. При условии согласования вносимых дополнений с региональным регулятором такого рода правки возможны. Что значительно упрощает жизнь всем участникам закупочного процесса. Этот гибкий механизм позволяет использовать выверенные на практике типовые условия – а значит, подводит региональные закупочные системы к очень важному рубежу – нормированию закупок.

Однако в Минфине считают, что для решения данной проблемы радикально править законодательство не потребуется, так как в закон уже заложены все условия для применения типовых контрактов.

У типовых контрактов будет вариативная региональная и инвариантная федеральная структура

Комментируя предложение Алтайского края, заместитель главы министра финансов Алексей Лавров отметил, что идея региональных типовых контрактов противоречит федеральной логике. Государством целенаправленно создается единая электронная форма контракта, необходимая для полной цифровой отслеживаемости закупочных процедур.

– Невозможно, чтобы у каждого региона была своя форма контракта, – считает Лавров. – Поэтому  мы с первого октября предлагаем использовать иной подход: в типовой федеральной электронной форме контракта будет предусмотрено место как для федеральных типовых условий, утвержденных правительством, так и специальный региональный раздел, в который каждый уполномоченный орган заказа должен будет загрузить свои специфические типовые условия.

По словам Алексея Лаврова, субъекты РФ смогут сохранить все, что имеет значимость для региональных информационных систем и интегрировать это в «единообразный для всей страны формат электронного контракта».

– Ничего отменять не надо, следует провести определенные организационно-технологические действия на уровне субъекта. Никакого ущерба для региональной специфики мы здесь не видим, – подчеркнул Лавров.    

Для того,  чтобы избежать шероховатостей 44-ФЗ в процедурной части, в Минфине призывают как можно шире применять такую быструю, простую и конкурентную форму закупок как запрос котировок. В новой редакции закона он может охватить 100% годового объема закупок у 95% заказчиков. Последнюю цифру составляют те, у кого годовой объем менее ста миллионов рублей.

Как один из факторов риска в регионах отмечают сокращение сроков рассмотрения заявок для участников закупочной комиссии. В новой редакции закона эти сроки значительно уменьшились до двух дней. В то же время количество документов и требований, подлежащих проверке, постоянно растет. Так, в следующем году, появятся документы универсальной предквалификации; все больше закупок, подпадающих под 99 постановление (с очень трудоемкой процедурой проверки); расширяется круг закупок в рамках национального режима (при проверке выписок и реестровых записей возникают сложные ситуации). Аналогичные сложности, вызванные сокращением сроков по новому законодательству, возникают и в работе приемочной комиссии заказчика. В связи с этим, Гильдией будут выработаны возможные форматы смягчения возрастающей нагрузки на уполномоченные органы государственного заказа в регионах, и предложены в качестве корректировок к законодательству.

С первого января законом вводится понятие отдельного этапа исполнения контракта – как часть обязательств поставщика. Под данное определение подпадают не только масштабные контракты, но и такие, в которых есть периодическая приемка по заявкам заказчика (лекарственные средства, продукты питания). Региональные заказчики видят здесь недостаточно четкое толкование регулятора. Для тех, кто занимается ежедневной поэтапной приемкой (например, продуктов питания для социальных учреждений), возникает риск неисполнения 44-ФЗ (приемка с оформлением является трудозатратным процессом).

В целом и регулятор, и контролеры контрактной системы сходятся во мнении, что большую часть возникших вопросов, предложений и опасений можно «снять» официальными разъяснениями к правоприменительной практике 44-ФЗ. Точечные поправки после вступления норм закона в силу, также возможны, однако это нежелательный экстренный вариант. Ведь изначально основная задача состояла в том, чтобы – максимально упростив, стабилизировать закон; вывести его из состояния перманентной реформы. Именно на волатильность закупочных норм жаловались все пользователи контрактной системы, как на главный недостаток.

Правовые сложности вокруг импорта

Особый блок вопросов связан с тонкостями применения национального режима в закупках. За последние три года в РФ существенно усложнилась и расширилась нормативная база импортозамещения. Не случайно в рейтинге Эффективности и прозрачности закупочных систем субъектов РФ, который ведется Гильдией на постоянной основе, появится новый критерий, отображающий качество работы в парадигме импортозамещения.

Надежда Лещенко, заместитель директора департамента стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России рассказала о деталях правоприменительной практики в части указания страны происхождения товара:

– В закупках строительной отрасли контрольным органам значительно сложнее отслеживать долю российской продукции и оборудования. В этой связи Министерство промышленности и торговли намерено выходить на Минстрой, чтобы совместно проработать механизм учета доли российской продукции на этапе согласования проектно-сметной документации. Такой опыт уже есть в оборонно-промышленном комплексе: когда доля обязательная российского оборудования обсуждается на этапе согласования технического задания. Аналогичную практику предлагается экстраполировать и на стройку.

Пока же некоторые заказчики сталкиваются с отсутствием определенности в этой сфере, что было также отмечено на заседании Регионального совета Гильдии.

Проблему сокращения сроков рассмотрения заявок закупочными комиссиями заказчиков при одновременном расширении их обязательств и функционала (в том числе по вопросам импортозамещения), также видят в Министерстве промышленности и торговли.

Со своей стороны, Минпромторг старается максимально упростить процедуры подтверждения для заказчика, чтобы проверка страны происхождения не превращалась в расследование. По словам Надежды Лещенко, с этой целью происходит оптимизация данных по производителям для Единой информационной системы закупок.  – В карточке ГИСП будут размещаться все необходимые сведения: какие технические требования выполняет производитель, допускается или не допускается он к закупкам по соответствующим расчетам балльной системы, – пояснила она.

Совместно с Федеральным казначейством ведется техническая работа по интеграции данных ГИСП и ЕИС: автоматическая подгрузка реестровых номеров, максимальная автоматизация процесса формирования отчетов по выполнению национальных квот. Последний вопрос также является предметом особого беспокойства заказчиков.

В ГИСП появится специальный портал для заказчиков, которым они смогут пользоваться в закупочных целях. Здесь будет размещена максимально полная информация: российские аналоги, статус подтверждения, информация о том, какие номенклатуры товаров попадают в национальный режим и т.д. – Рассчитываем, что этот сервис заработает в первом квартале 2022 года, – заключила Надежда Лещенко, –  Планируем презентовать его на Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который пройдет в апреле.

Автор: Артур Королев

24 декабря 2021, 13:03
553
Теги: #44-ФЗ #Гильдия #Законотворчество #Оптимизационный пакет

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.