Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Прослеживаемость импортного товара: от границ ЕАЭС до кабинки маркетплейса

В России началась таможенная реформа континентального масштаба
Прослеживаемость импортного товара: от границ ЕАЭС до кабинки маркетплейса
Теги: #Параллельный импорт #происхождение товара

Как объяснил премьер Михаил Мишустин, система прослеживаемости товара нужна ради борьбы с умышленным занижением стоимости ввозимой в Российскую Федерацию продукции, а также ради повышения доходов бюджета от купцов-уклонистов.

«Бывают случаи, когда минимальными мерами контроля, по сути, поощряется ввоз из третьих стран товаров без должного налогообложения. Оплата товара при этом производится либо наличными, либо через цифровые валюты, а последующая реализация проходит через тех, кто использует упрощенку и не платит косвенные налоги. Ключевая наша задача – выработать такие условия, при которых существование подобных серых схем станет невозможным», – рассказал председатель Правительства РФ во время стратегической сессии.

Цепная реакция уже пошла по линии Федеральной таможенной службы. Будет реформирована материальная часть системы: то что составляет ее технический базис – инструменты работы ФТС, связанные с классификацией ввозимых товаров. Образно, классификатор станет своеобразным несмываемым цифровым клеймом. Поставлена задача «обеспечить однообразие и прозрачность в классификации на всех уровнях». Для этого уже с января 2026 года принятие предварительных классификационных решений (ПКР) пойдет через единый квалификационный центр (прежде этот вопрос был на частной совести локальных таможенных структур). *ПКР – это документ, подтверждающий правильный код товарной номенклатуры прежде чем товар прибудет на таможню.

Сертификаты о происхождении ТПП РФ будет выдавать на основании сертификатов, выданных в стране происхождения или стране экспорта. Это позволит решить проблему задвоения и подмены по аналогичным товарам. Товары из недружественных стран , которые в России не имеют аналогов либо имеют короткую линейку по замещению российскими товарами облагаются повышенными пошлинами.  Например, существуют бульдозеры товарной позиции 8429 из Китая аналогичные бульдозерам John Deere из США. В качестве лазейки некоторые умельцы, чтобы не платить повышенную пошлину, использовали так называемые «замененные сертификаты» происхождения на аналогичную продукцию. Отныне при подтверждении страны происхождения для освобождения от антидемпинга заменяющие сертификаты о происхождении, выданные на другие страны ЕАЭС, использовать нельзя. Соответствующие изменения по непреференциальным правилам внесены Решение № 49 от 13.07.2018 г.

  • Заменный сертификат происхождения можно оформить только на товары, которые есть одновременно в перечне товаров параллельного импорта и в отдельном перечне из Приложения к ПП № 2240 от 7 декабря 2022 г., дополненное изменениями из ПП № 1341 от 30.08.2025г.

Все это свидетельствует о серьезной смене вектора в государственном мышлении. Если прежде приоритетом было насыщение внутреннего рынка, под угрозой санкций, то теперь, когда контролирующие органы нащупали дно и нормировали пределы реальных потребностей, – можно перейти к практике тотального контроля с извлечением фискальных выгод от внешней торговли. А еще таможенная реформа означает, что процессы импортозамещения в самой РФ стали уже достаточно зрелыми, чтобы перейти к более тонким настройкам системы. Параллельный импорт наконец-то научат быть избирательным: только по тем позициям, где действительно отмечается уязвимость и отсутствует предложение со стороны отечественного производителя. Либо, где это предложение имеется в недостаточном объеме. К внутреннему спросу допускается только, то что невозможно заменить. Не последнюю, хотя и косвенную роль, в этой сложной системе фильтров, сдержек и противовесов играет балльная система Минпромторга, определяющая глубину российскости конечной продукции (по наличию определенных узлов, комплектующих и технологических операций). То, что намечается определенная согласованность между балльной системой и таможенной политикой – это достаточно серьезный успех. Чтобы прийти к этой точке, потребовалась огромная межведомственная работа правительства и законодательной власти.

Прослеживаемость импортных поставок начнется еще до того, как товар приблизился к российской границе. Импортеры столкнутся с серьезными изменениями в таможенном контроле начиная с 2026 года.

Федеральная Таможенная служба собирается внедрить новую систему подтверждения импорта, тестирование которой начнется в апреле 2026-го, а полное введение запланировано на июль.

Новшество заключается в том, что перед отправкой каждого товара покупатель в России обязан заранее подтвердить получение конкретной партии продукции электронным способом. Необходимо указывать точные характеристики груза: вес, код ТН ВЭД, марку и количество изделий. Если импортёр не представит предварительную заявку либо ввезённый груз не соответствует заявленной информации, то возможны задержки или запрет на ввоз товара.

Цель реформы — борьба с нелегальным оборотом товаров, занижением их реальной стоимости и уходом от налогообложения. Использование серых схем для доставки станет крайне затруднительным.

Но это еще не все. Предстоит довольно трудная работа по «разминированию» и переверстке правил евразийской торговли.  

В июле Госдума одобрила проект Протокола о внесении изменений в Договор о ЕАЭС по специальным защитным антидемпинговым и компенсационным мерам.

  • (*в части, касающейся особого механизма при проведении расследований и принятии решений о применении или неприменении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер).

В переводе на русский: нормативное регулирование РФ и ЕАЭС по вопросам нацрежима имеют серьезные разночтения, которые придется устранить. Пока это не сделано, российский рынок остается уязвимым для серого импорта и контрафакта через страны Евразийского союза.

Российское законодательство о закупках квалифицирует продукцию от евразийских поставщиков наравне с продукцией отечественного происхождения. Этой лазейкой пользуются импортеры: в том числе в ущерб конкуренции на внутреннем рынке нашей страны. И в ущерб доходам национального бюджета. Российская казна недополучает ощутимую долю таможенных пошлин, поскольку товары недружественных поставщиков в документах  мимикрируют под продукцию от партнеров.

Первые сигналы по адаптации Евразэс к новым экономическим реалиям уже пошли. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) создает общую для ЕАЭС цифровую систему регистрации товарных знаков. Подготовлены два проекта соглашений: о подходах к защите прав интеллектуальной собственности в интернете и о создании поисковых сервисов по объектам промышленной собственности, которые зарегистрированы в странах ЕАЭС

По словам директора Департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Ернара Бакенова, создается общая цифровая система, связанная с регистрацией товарных знаков и наименований мест происхождения, которая поможет правообладателям обеспечить защиту своих прав на территории всех стран ЕАЭС.

Любопытно, что симметричным нормативным путем в части сочетания таможенного регулирования с налогообложением движется партнер России по ЕАЭС Казахстан. После того, как в октябре парламент Казахстана одобрил тот самый вышеупомянутый закон «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС», страна (зеркально с Россией) ввела правила таможенного декларирования для торговых площадок в том числе для  товаров электронной торговли в адрес физических лиц. По официальной легенде, чтобы отсечь контрафакт и увеличить налоговые поступления в госбюджет.

Автор: Виктория Сухорукова

23 октября 2025, 19:53
271
Теги: #Параллельный импорт #происхождение товара

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.