Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Проследить за деньгами нацпроектов теперь смогут «не только лишь все»

Счетная палата открыла API проекта «Госрасходы»
Проследить за деньгами нацпроектов теперь смогут «не только лишь все»
Теги: #Бюджетная дисциплина #Госрасходы #Нацпроекты #Счетная палата

«Госрасходы» – это новейший технологический сервис Счетной палаты, презентация тестовой версии которого состоялась в ноябре прошлого года. Портал-агрегатор собирает и анализирует финансовые данные из открытых источников о доходах и расходах федерального бюджета.

В том числе это и данные о государственных доходах от компаний нефтегазового сектора, о средствах, закладываемых на исполнение законов, о контрактах, субсидиях, госзаданиях. Доступ к API «Госрасходов» позволит программистам создавать социально значимые приложения и сервисы, отмечают в СП. К работе с теперь уже открытой базой данных и алгоритмов приглашаются общественные активисты, отраслевые союзы и союзы экспертов, некоммерческие организации, СМИ и вузы, научное экономическое сообщество.

Информация в «Госрасходах» разбита на три блока:
– Данные о контрактах (94-ФЗ, 44-ФЗ, 223-ФЗ) и заказчиках, связанных с этими контрактами;
– Данные о федеральных субсидиях, их получателях и распорядителях бюджетных средств;
– Данные о национальных проектах, федеральных проектах, связанных с ними субсидиях и контрактах, получателях и распорядителях средств, отведенных на нацпроекты.
Вся информация и документация доступны по ссылке: https://spending.gov.ru/pages/devs_api/

Акцент программы «Госрасходы» сделан на национальных проектах. Экспертами государственного заказа неоднократно отмечен тот факт, что со стопроцентной достоверностью отследить, как именно и в каком объеме расходуются деньги нацпроектов, невозможно. На уровне региона деньги нацпроектов зачастую «вливаются» в программы межбюджетного финансирования. Закупки в рамках нацпроектов не отражаются в кодах бюджетной классификации, что делает затруднительным расчет эффективности расходования этих средств. В Единой информационной системе (ЕИС) на данный момент отсутствует такая техническая возможность, как выделение из общего объема закупок особой доли, которая относится к нацпроектам.

“Палочная система” снижает качество работ 

Все это создает сложности с учетом, а как следствие – немалые коррупционные риски. Наконец, возникает банальная опасность неэффективного расходования таких инвестиций в силу неповоротливости бюджетной машины, где применяется что-то вроде «палочной системы».

Получив средства, регион обязан их освоить в указанный срок, не сделать этого для местных властей равносильно тому, чтобы расписаться в собственной несостоятельности. Это приводит к тому, что чиновники (даже без коррупционных мотивов) допускают поспешную реализацию инфраструктурных проектов в ущерб качеству работ ради позитивной отчетности.

Известно, что в обозримой перспективе  Федеральное казначейство готовится к внедрению специального функционала в ЕИС, который позволит закупщикам в обязательном порядке вносить в данные о закупках маркер национального проекта. Для этого потребуются поправки в подзаконные акты.

Важно понимать, что только после реализации такого функционала информация о нацпроектах станет исчерпывающей, и тогда можно будет говорить о достоверной статистике и КПД.

На данный момент единственной максимально осведомленной государственной структурой (по теме нацпроектов) является Проектный офис Правительства Российской Федерации. При этом сбор данных от региональных проектных офисов осуществляется в ручном режиме. Вряд ли местные власти будут предоставлять Правительству плохую статистику о собственной работе.

Подлинная информация об эффективности нацпроектов, о соответствии товаров, работ и услуг заявленным в контрактах появится только при включении соответствующих маркировок и электронного актирования в ЕИС. С середины этого года подписание актов приемки и исполнения контракта будет осуществляться в электронном виде в обязательном порядке. До сих пор вся исполнительская документация по контрактам остается вне поля зрения системы. Проанализировать десятки миллионов бумажных документов компьютер не может. А значит, невозможно уследить и за утечками или бестолковым расходованием средств.

Банальным примером «энергопотерь» на государственных закупках является вечная история, когда поставщиком берутся заказы по цене ниже, чем необходимая стоимость субподрядных работ. К примеру, поставщик выигрывает заказ с реальной ценой в 100 млн руб., снижаясь до 90 млн руб. Проходит время – заказ не выполняется, стороны тянут сроки, договариваются. Обжалование в суде ничего не решает, поскольку в ходе длительных тяжб тратится, опять-таки, время. Пока тянется время, поставщик берет следующий заказ по аналогичному принципу, закрывает разрыв по предыдущему контракту. Причем параллельно может быть таких заказов, например, десяток. Отчасти эта схема напоминает кредитную пирамиду. Причем процесс «девальвации» государственной закупки может быть многоступенчатым!

Победителем торгов становятся и крупные компании, часто приближенные к заказчику, которые после победы в тендере оставляют себе сметную прибыль, а на оставшиеся деньги нанимают более мелких подрядчиков. Они в свою очередь могут повторять тот же прием по отношению к субподрядчикам. В итоге исполнение реальных работ по проекту достается мелким низкоквалифицированным фирмам. А результат «превосходит все ожидания».

Даже если заказчик в этой схеме никак не аффилирован с подрядной организацией, он предпочтет затянутые сроки судебным разбирательствам. Проще подождать несколько месяцев, чем судиться с неизвестным результатом несколько лет. А после этого искать авантюриста, который решится доделывать «неудачный» заказ.

Что делать? 

Экспертное мнение редакции журнала “Цифровые Закупки”: 

В настоящий момент, п. 2 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрена обязанность заказчика, при размещении извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе, указывать не только наименование и описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта но и источник финансирования такой закупки. Обязанность предусмотреть более детальную, развернутую информацию об источниках финансирования, включающую в себя субсидии и нацпроекты, законодательством не предусмотрена. 7 мая 2018 года Президент России В.В. Путин подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», устанавливающий и утверждающий национальные проекты России.

Принимая во внимание особую значимость национальных проектов федерального масштаба, принятых в 2018 году, и разработанных по трём направлениям: «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни» и «Экономический рост», уточнение заказчиками в составе документации о закупке что она размещена в рамках реализации национальный проектов, позволит не только осуществлять контроль за целевым расходованием средств, но и придаст закупке особый статус.

Определение особого статуса закупки, повысит ответственность потенциальных поставщиков товаров, работ, услуг. Позволит более внимательно отнестись как к планированию участия в закупке, в части оценки финансово-экономической целесообразности и собственных ресурсов, так и к возможности добросовестного исполнения условий заключенного по итогам такой закупки контракта

“Госрасходы” – в помощь общественным активистам

Механизмы публичности данных о нацпроектах здесь появляются как нельзя вовремя. Проекту Счетной палаты остается только поаплодировать. К сожалению, без полной математической выкладки по ценам и исполнению контрактов проект «Госрасходы» является скорее научно-просветительским, чем ревизионным. Однако это отличный шаг к общественному контролю системы закупок.

На портале “Госрасходы” собраны данные о 12 национальных проектах и Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г. Здесь же представлены агрегированные данные по главным распределителям бюджетных средств и получателям денег из федерального бюджета. Например, чтобы узнать, как тратятся деньги на «Цифровую экономику», выберите в специальном разделе этот нацпроект. Далее вы увидите количество контрактов, субсидий, главных распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета, а также перечень входящих в данный нацпроект федеральных проектов. В частности, в «Цифровую экономику» входят шесть федпроектов. Кроме того, можно узнать подробную информацию о каждом государственном и муниципальном контракте по 44-ФЗ и 223-ФЗ: какой орган власти проводит закупку, кто исполнитель, какие виды работ закупаются и сколько это стоит. Хорошее подспорье для тех, кто проводит собственные расследования или сомневается в целевой природе затраченных бюджетных денег.

Автор Андрей Троянский

28 января 2020, 19:34
837
Теги: #Бюджетная дисциплина #Госрасходы #Нацпроекты #Счетная палата

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.