Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Проще, значит лучше

Нюансы «оптимизационного» законопроекта о закупках – в чем выгода пользователя?
Проще, значит лучше
Теги: #Оптимизационный законопроект

После продолжительных согласований «оптимизационный» пакет поправок к закону о закупках, принят в первом  чтении Государственной Думой РФ.  Заявленные цели поправок: обеспечить единообразие толкований закона, и применение его положений, устранение внутренних противоречий, исключение дублирования и избыточного регулирования.

Законопроект отменяет более тридцати статей действующего 44-ФЗ, в основном касающихся разных способов закупок.

Ключевое изменение – оптимизация существующих в настоящее время способов определения поставщика. В законе осталось только три конкурентные процедуры: конкурс, электронный аукцион и запрос котировок. Порядок проведения этих процедур также будет отличаться от действующего сейчас. Кроме того, определяется перечень случаев «срочных» закупок путем запросов котировок без ограничения по объему и цене контракта, значительно упрощаются требования к конкурсной документации и работе конкурсных комиссий. Законопроект уточняет также случаи закупок у единственного поставщика и упрощает порядок размещения сведений на едином портале госзакупок.

Принципиальной частью «оптимизационного» пакета является инструмент предквалификации. Теперь к закупкам на сумму более 20 млн рублей будут допускаться только участники с успешным опытом исполнения государственных контрактов.

Готовые формы облегчают жизнь

Извещение о закупке станет основным закупочным документом. Составлять документацию при проведении открытых конкурентных электронных процедур больше не потребуется. Извещение, как и сейчас, будет составляться путем заполнения экранных форм в интерфейсе ЕИС (то есть, готовой, структурированной форме). При этом в извещение потребуется вносить больший объем информации.

Перечень сведений извещения укрупнен за счет следующих данных:

– размер аванса (если предусмотрена его выплата);

– критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев;

– информация об ограничении участия в определении поставщика;

– информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;

– дата и время срока окончания подачи заявок (кроме нерабочих дней).

Также к извещению прилагаются электронные документы. Внести изменения в извещение можно будет не позднее чем за один день до окончания срока подачи заявок (независимо от способа). Также до окончания срока подачи заявок возможна отмена закупки.

К самим заявкам предусмотрены универсальные требования.

Электронное актирование –  как это работает?

Революционная часть законопроекта касается технической стороны контрактной системы. Вводится электронный документооборот на протяжении жизненного цикла закупки, что позволит формировать все документы в электронной форме. Сейчас электронный функционал доступен только в сфере планирования закупок и отбора подрядчиков. А это значит, что невидимой и неподконтрольной остается вся часть контракта – связанная с исполнением и реализацией. Это влияет на качество государственного управления в стране.

– С 1 января мы переходим в новую реальность, полный электронный цикл закупок, – заявил Алексей Лавров, замминистра финансов.

Функционал электронного актирования уже доступен в ЕИС, однако он не является обязательным для всех участников контрактной системы, пока поправки не обрели силу закона. Такая возможность уже сейчас реализована в ЕИС. Пока это право, а не обязанность сторон.

  1. При исполнении контракта по итогам электронных процедур (закрытых электронных процедур) формировать и подписывать документы о приемке нужно будет в электронной форме, за исключением некоторых случаев.
  2. Корректировать условия контракта по пп. «а» – «в» п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ можно будет независимо от того, включены ли они в документацию, контракт;
  3. Процедура одностороннего отказа от исполнения контракта по итогам электронных, закрытых электронных процедур переводится в электронный вид. Так, заказчику достаточно разместить свое решение в ЕИС. Оно автоматически направится исполнителю в течение часа. Сообщать ему об этом, например, по почте не надо. Поступление решения исполнителю будет надлежащим уведомлением;
  4. У исполнителя контракта будет 3 дня на обжалование решения в контрольном органе. Срок вступления в силу такого решения увеличен с 10 календарных дней до 15.

Новые термины

Произошли изменения в терминологии закона. Так, теперь официальным участником закупки может быть «в том числе иностранное юридическое лицо, аккредитованный филиал или представительство иностранного юрлица».

Принципиально новый термин «Отдельный этап исполнения контракта» (то есть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) по поставке ТРУ в определенный контрактом срок, в отношении которых предусмотрено оформление документа о приемке).

Единая форма банковской гарантии – еще один существенный «прорыв» в части совершенствования законодательства.  Предоставлять их смогут, например, региональные гарантийные организации. Такие организации или банки должны выполнять обязательства по гарантиям, даже если исключены из соответствующих перечней. Кроме того, их не освободят от ответственности за неисполнение условий выданных гарантий. Законопроект предусматривает возможность предоставлять малому и среднему бизнесу банковские гарантии от ВЭБа и региональных гарантийных организаций.

В пользу национальных поставщиков

Вопреки опасениям некоторых экспертов из текста законопроекта не исчезла идея ввести Рейтинг деловой репутации для добросовестных поставщиков. Однако описание концепции и параметров применения оценки деловой репутации, по словам замглавы Минфина, появится в тексте законопроекта ко второму чтению.

В качестве поощрения предполагается возможность для добросовестных подрядчиков предоставлять обеспечение исполнения контракта в разы ниже, чем установлено в документации, либо вообще не предоставлять такое обеспечение, при высокой позиции в Рейтинге.

Сергей Коткин, Депутат Государственной думы РФ, «Единая Россия»:

– Важным считаю исключение из публичного доступа информации о наименовании участников – во избежание иностранных санкций. Такие сведения будут размещаться только в «закрытой» части единой информационной системы.

Ценообразование снова подождет

От законодателей ждали улучшений в области государственной ценовой политики: в частности, по вопросу несоответствия реальных рыночных цен и референтных цен в ЕИС. Однако решение этой проблемы отложено до лучших времен. «Обоснование НМЦК в самом оптимизационном законопроекте не затрагивается, – ответил сказал Алексей Лавров во время презентации «оптимизационного» пакета в Госдуме, отвечая на вопросы депутатов. – Это полномочия правительства». При этом он сообщил, что в этом году правительство планирует выпустить новые рекомендации по обоснованию НМЦК в госконтрактах. – Предлагаем заказчикам при обосновании НМЦК ориентироваться на использование Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, где указаны сопоставимые цены.

По словам Лаврова, Минфин будет предлагать сокращение сроков оплаты по госконтрактам до 10-15 дней, предложение подготовят к рассмотрению «оптимизационного» законопроекта во втором чтении. Это станет возможным за счет реализации других положений «оптимизационного» законопроекта, направленных на электронизацию всех процессов закупок – от проведения процедуры (это уже реализовано) до подписания госконтрактов и актов приемки в электронной форме. Эти нововведения позволяют сделать шаг к полной автоматизации госзакупок.

Автор: Андрей Троянский

18 марта 2021, 09:19
677
Теги: #Оптимизационный законопроект
Ещё по данной теме

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.