Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

От четких техзаданий к референтным ценам

Закупки становятся более конкретными, считают в Минфине
От четких техзаданий к референтным ценам
Теги: #Минфин #Оптимизационный законопроект

Представители Минфина России рассказали об отложенных эффектах развития контрактной системы в ходе онлайн-конференции «Оптимизационный пакет поправок как ответ на современные запросы в сфере закупок», а также ответили на вопросы СМИ, в числе которых было  сетевое издание «Цифровые Закупки».

Одним из актуальных запросов является постоянно растущее требование к качеству поставляемых товаров и услуг, а также контроль за исполнением и целесообразностью государственных контрактов. Есть точка зрения, что при высоком уровне цифровизации и зарегулированности закупочных процедур в российском государственном заказе не хватает как таковой государственной логики. Какой бы совершенной и удобной не была ЕИС, вопросы дальнейшего применения поставляемых товаров, работ, услуг, вопросы КПД проведенных закупок никто не отменял. В РФ за них отвечает Счетная палата, то есть, орган, занимающийся статистикой и не имеющий никакого дисциплинарного функционала. Явный дефицит стратегического мышления и  персональной ответственности за исполнение государственных задач затрудняет развитие национальной экономики. Контрактная система – это тоже инструмент экономической политики. Значит, какие-то ее звенья должны эту политику выражать. Исходя из этой логики, мы задали несколько вопросов директору департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяне Демидовой.

– Нужна ли в системе закупок обратная связь с конечным потребителем продукта для контроля исполнения контракта? Следует ли такой инструмент сделать обязательным звеном системы закупок?

– Такой инструмент уже легализован. Так, порядок приемки исполнения контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из его предмета. В рамках действующих норм создается приемочная комиссия. По решению заказчиков могут привлекаться внешние эксперты для приемки исполнения контракта. Большая часть возникающих вопросов связана с областью социально-значимых закупок (продукты питания, лекарственные средства). При этом в состав приемочной комиссии могут входить и представители получателя. Если, например, министерство здравоохранения условного региона закупает продукцию, а поставка происходит непосредственно в медицинские организации, то конечно, со стороны Минздрава обеспечить присутствие во всех этих местах в реальном режиме невозможно. Но законодательством не запрещено создавать приемочную комиссию, в том числе с участием представителя получателя соответствующей продукции. Если у получателя есть претензии по поставляемому товару (т.е. если этот товар не соответствует требованиям контракта), то принимаются дисциплинарные меры, предусмотренные законом. Это в том числе: отказ от приемки, претензионная работа с последующими возможностями расторжения условий исполнения контракта.

Татьяна Демидова считает, что вопросы приемки логически связаны с другим фундаментально важным вопросом –  это качество формирования требований к предмету закупки.

– Пока у нас не будет ответственного подхода к данному элементу, мы не сможем гарантировать надежность поставок. Если заказчик общими, приблизительными чертами описал требования к предмету закупки, то и ровно в этих общих чертах он может требовать соответствующего качества от поставщика. Детальное и ответственное описание – условие, которое влияет на качество результата. При приемке товара заказчик имеет внятные критерии качества продукции.

КТРУ – дотошный путь к правде через описание объекта

В ряде случаев, в частности, связанных с импортозамещением, описание таких характеристик обеспечивается благодаря применению позиций Каталога товаров, работ, услуг. Его ведение осуществляется Минфином России, а при его формировании используется, в том числе информация от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и профессиональных сообществ.

Наполнение каталога продолжается до сих пор. Эта работа ведется с 2017 года. Изначально основной блок был посвящен медицинским изделиям. В настоящее время большая часть этого раздела уже каталогизирована. В рамках совместных усилий с Минпромторгом  значительная доля позиций каталога, касающаяся объектов закупки в рамках нацпроектов. Применение технических характеристик и описаний, указанных в Каталоге, косвенно работает на результат, на качество закупаемого товара, который соответствует потребности заказчика. Одновременно набор стандартных требований является объективным – то есть не может включать в себя какие-то ограничивающие, необоснованные элементы.

В настоящее время в Каталоге более 60 тысяч позиций. Порядок формирования Каталога регулируется 145 постановлением. При этом каждый вид товаров, работ, услуг обеспечен взаимозаменяемыми описаниями. Это позволяет применять описание одного и того же товара в зависимости от его отраслевой специфики. На площадке Минфина совместно с органами исполнительной власти создана рабочая группа, которая занимается формированием и отработкой позиций каталога. Затем их рассмотрение происходит на экспертном совете, в состав которого входят представители научного сообщества, практически всех министерств и ведомств. Это позволяет заносить в каталог максимально объективные описания.

– Как будет совершенствоваться законодательство в части определения референтных цен? Возможна ли автоматизация таких функций в рамках развития ЕИС?

– Здесь нужно в целом понимать, какой объем автоматизации мы ожидаем, – отвечает Татьяна Демидова, – и какие процессы на него влияют. Во-первых – это работа по накоплению информации о закупках, осуществляемых в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг; во-вторых, это совершенствование закупочного процесса, предусмотренное оптимизационным пакетом. Стандартные предметы закупки и стандартные условия исполнения контрактов позволяют вывести так называемую среднюю ориентировочную цену. Однако вопрос обязательности ее применения и недопустимости отклонений от нее – является очень сложным. Например, закупки одного и того же вида транспорта для ЦФО и для Дальнего Востока требуют разных ценовых подходов. Важно учитывать особые требования к проходимости, к работе в экстремальных условиях и т.п.

При покупке аналогичного товара также возникают вопросы логистики. Так, для закупщиков из Москвы – вся таможенная и складская инфраструктура является близкой, что соответствующим образом влияет на себестоимость. С Владивостоком другая история.

Автоматизация определения цены контракта через ЕИС маловероятна, – считает директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ:

– Может быть, однажды мы к этому придем. В настоящее время речь идет только о формировании средней цены, которая будет в открытом доступе. Участник сможет сориентироваться, какая цена складывается на его продукцию, используя полученные данные при формировании НМЦК.

В свою очередь, это позволит контролерам в финансовой сфере поинтересоваться, почему цена заказчика отличается от средне-ориентировочной (опубликованной в ЕИС), – поясняет Демидова.

Централизация закупок: больше заказ – лучше качество

Одновременно в системе закупок продолжается развитие инструментов централизации закупок со стороны заказчика,  значительно сокращающих издержки, и становятся более четкими требования к качеству поставляемых ТРУ. В оптимизационном пакете значительно расширены возможности консолидированного участия в закупочных процедурах. Когда для субъекта РФ определяется уполномоченный орган, который осуществляет закупочную деятельность для всех заказчиков по конкретному виду продукции. Повышается профессионализм заказчика, в том числе и в части предъявления требований к качеству продукции, минимизируются затраты, которые неизбежны в случае осуществления разрозненной закупки. Более крупная закупка позволяет привлечь и больший интерес со стороны участников закупочной процедуры. Поставщик заинтересован в больших объемах и с меньшими временными затратами на анализ закупочных действий. В свою очередь, совместная закупка позволяет заказчику получить и максимально возможную скидку.

Автор: Артем Сериков

16 февраля 2021, 17:22
537
Теги: #Минфин #Оптимизационный законопроект

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.