Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Принуждение к квотам

Государство пытается заставить корпорации вкладывать прибыль в национальное производство
Принуждение к квотам
Теги: #Индустриализация #национальные квоты

В апреле правительство страны продолжило давить на потенциальных инвесторов производящего сектора, стимулируя их к реализации промышленных проектов. Важно, чтобы методичность этого давления не утратилась в полумерах и не свелась к патриотическому популизму. Государственный ледокол под названием Россия продолжает со скрежетом разворачиваться на Восток, но мощности политической воли, на то чтобы сломать «рыночные льды» может банально не хватить.

Суммируя итоги весеннего «контрнаступления» государства в контрактной системе России, можно выделить несколько ключевых решений.

По итогам мартовского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» вице-премьер Юрий Борисов подписал поручение, адресованное Минпромторгу, Минфину, Минэку, ФАС и Казначейству РФ. Документ содержит дорожную карту пошаговых действий по усилению механизма национальных квот.

Закон о квотировании закупок высокотехнологичной продукции у российских компаний был принят почти год назад, однако до сих пор нет внятных способов его реализации. 107 видов отечественных товаров для обязательной закупки государственными заказчиками  и 251 вид товаров для закупки госкомпаниями были определены только с начала 2021 года. Появились соответствующие перечни и размер квот по ним. Однако одних названий, для того чтобы заставить конвейер работать, а тем более – выйти в серию, явно не достаточно. По всей номенклатуре требуются адресные госпрограммы, похожие на техническое задание от государства, с отчетливо обозначенными льготами, и способами финансирования. Проще говоря, за каждым «именем» квотированного товара должен стоять типовой бизнес-план. А у каждого инвестиционного отрезка должен дежурить заинтересованный инвестор.

Поручение Борисова подразумевает ту самую детализацию квот, которой заждались в индустриальном секторе страны. Обозначим основное:

  • – Предприятия получат исчерпывающее понимание критериев «российскости»; появится нормативно-правовое закрепление понятий «российская работа» и «российская услуга»; будет уточнена номенклатура промышленной продукции, подлежащей квотированию, у компаний оборонно-промышленного комплекса появятся многоуровневые, детализированные планы импортозамещения с «особым акцентом на комплектующих и средствах производства».
  • – Запросы госкорпораций, естественных монополий и госкомпаний сведут в один реестр, разделив в нем уже производимую продукцию, и продукцию, производство которой может быть потенциально освоено предприятиями ОПК. Этот реестр будет интегрирован и синхронизирован с официальными перечнями государственных информационных систем.
  • – Будет усовершенствована и автоматизирована система подтверждения информации о стране происхождения товара.
  • – Появятся новые государственные субсидии на НИОКР и будут расширены сроки такого субсидирования.
  • – Для госкорпораций и естественных монополий составят методические рекомендации по переходу на отечественное программное обеспечение, чтобы снизить их зависимость от импортного оборудования и ПО в критической инфраструктуре. Процессы модернизации и редизайна программно-аппаратного комплекса корпораций будут субсидироваться на лизинговых условиях.

Это далеко не полное содержание концептуальной стратегии вице-премьера. С полным документом можно ознакомиться здесь:

Поручение Правительства по итогам Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» подписано!

Немногим ранее с целым пакетом идей, предвосхищающих  поручение Борисова,  выступили Минпромторг и Минэкономразвития.

В частности, Минпромторг предложил в обязательном порядке проверять все проекты с господдержкой на долю использования в нем отечественного оборудования.

«Новелла, которую сейчас предлагает министерство промышленности, –  за счет контроля правительства наделить цифровыми контрольными полномочиями ответственных лиц таким образом, чтобы ни один объект на территории РФ, построенный с участием государственной поддержки, не вводился бы в строй без соответствующей оценки уровня использования отечественных приборов, аппаратно-программных комплексов, чтобы вся экономика перестроилась на это импортозамещение», – заявил замглавы министерства Олег Бочаров, выступая в Совете Федерации.

Механизмы распознавания и измерения российскости подразумевают создание балльной системы. Об этом, также на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» в марте, сообщил заместитель министра промышленности и торговли Василий Осьмаков.  

Особая интрига касается ответственности за невыполнение национальных квот. До сих пор не существует ни одного нормативного акта, обязывающего заказчиков закупать квотированную продукцию. Эта уязвимость может превратить квоты из мощного оружия индустриальной политики в профанацию и стилизацию. Попытки ввести административное наказание за несоблюдение квот уже предприняты Минпромторгом. Однако даже по самым оптимистичным прогнозам такая ответственность появится не раньше чем через год.

Пока неясно, как именно будут рассчитываться штрафы за несоблюдение квот. Ответственность будет прописана в Кодексе об административных правонарушениях.

Как бы то ни было, есть подозрение, что «комариными»  штрафами российских заказчиков не запугать, особенно если речь идет о закупках иностранных комплектующих в зоне интересов транснациональных лоббистских групп. Даже если российских заказчик не аффилирован с иностранными партнерами, уровень мотивации сторон несоизмеримый. Совершенно очевидно, что такой зоной иностранного лоббирования является абсолютно вся номенклатура наукоемкой продукции. В этом сегменте речь идет о сверхприбылях с огромным мультипликативным эффектом для промышленности. Наивно верить, что штрафы “пересилят” интерес международных ТНК.

Каждый иностранный поставщик – это не просто «прилавок  с запчастями», а целая многоформатная система продвижения, перераспределения рисков, сервисных и лизинговых услуг, глобальных финансовых и политических рычагов давления: стоглавая экономическая гидра со своими щупальцами, пронизывающими все уровни работы отрасли, и даже способная форматировать эти условия под свои интересы. Воевать с этим экономическим чудовищем размахивая «флажком» в виде штрафов, – безумно оптимистичное занятие.

В борьбе за внутренний рынок (если это действительно борьба, а не стилистика) потребуется исполнительская дисциплина на уровне гособоронзаказа. Именно поэтому с диверсификацией предприятий военно-промышленного комплекса связаны последние надежды российской экономики. Только структура с высоким организационным потенциалом и кадровой системой, подразумевающей персональную ответственность, способна выдержать конкуренцию в глобальных условиях. Не случайно представители индустриального блока ВПК предлагают создать надведомственную структуру планирования и контроля по типу военной приемки – в том числе и для гражданского сбыта.

Дополнительным рычагом воздействия на исполнителей квот является и региональная политика. Соответствующие импульсы главам субъектов РФ уже начали поступать от вице-премьера Юрия Борисова. Напомним, что изначально, еще в своей самой первой версии, законопроект о квотировании предполагал назначение обязательной доли закупок квотированной продукции от общегодового объема закупок для каждого региона. В ходе чтений – это условие исчезло из закона, но реальная необходимость не исчезла.

В марте Юрий Борисов акцентировал внимание глав регионов на необходимость безусловного выполнения требований, предписанных постановлением Правительства «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и её достижении заказчиком».

«Квоты, призваны поддержать отечественного производителя и российскую промышленность без осуществления закупок в интересах реализации национальных проектов, – напомнил он. – Распределение финансирования мероприятий осуществляется на местах, регионами. Стало быть, это зона ответственности губернаторов, их показатели эффективности. Об этой эффективности можно будет судить по итогам года, поскольку квоты начали действовать с января», – подчеркнул Борисов.

Также он обратил внимание на необходимость более активного взаимодействия с Фондом развития промышленности. «Этот механизм необходимо использовать для развития и модернизации предприятий, в том числе для роста компаний малого и среднего бизнеса.

Если с региональными и муниципальными государственными заказчиками вопрос исполнения квот выглядит более-менее решаемым, то в сфере действия госкомпаний и госкорпораций у властей значительно меньше аргументов.

Не случайно замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков предостерег госкомпании от неисполнения новых требований. «Отсутствие в настоящее время формализованной ответственности за невыполнение квот не означает, что квоты можно не выполнять, – подчеркнул он. – Минпромторг направил в контрольно-надзорные органы (прокуратуру, Счетную плату и так далее) обращение с просьбой учитывать при проверках госкомпаний выполнение ими требований по соблюдению ими национального режима закупок. В том числе в части выполнения квот».

Кроме того, Минпромторг России рекомендует госкомпаниям проводить закупки товаров, на которые введены квоты по приобретению российской продукции, неконкурентными способами: «В целях обеспечения достижения минимальной доли закупок рекомендуется использовать неконкурентные способы осуществления закупок как приоритетные, – сказал Осьмаков. – У субъектов 223-ФЗ есть все возможности для внесения соответствующих изменений в свои положения о закупках».

Заместитель министра добавил, что уже подготовлен и согласован с ключевыми федеральными органами исполнительной власти проект правительственных директив госкомпаниями с рекомендациями по изменению положений о закупках в части выполнения квот.

Автор: Андрей Троянский

30 апреля 2021, 17:28
385
Теги: #Индустриализация #национальные квоты

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.