Конкурс журналистов

«Приемка 2.0» – первый шаг к независимой экспертизе исполнения контрактов

Регионы, регуляторы и общественники аккумулировали ценный опыт контроля качества
«Приемка 2.0» – первый шаг к независимой экспертизе исполнения контрактов
Теги: #44-ФЗ #Аналитика #Гильдия #Госдума #Госзакупки #Законотворчество #Закупки #Казначейство #Минфинансов #ОНФ #проекты #ФАС #Экспертиза

На площадке Общероссийского народного фронта в Москве состоялось совещание рабочей группы «Гильдии отечественных закупщиков», экспертов проекта ОНФ «За честные закупки» и представителей государственных регуляторов: ФАС, Минфина, Казначейства.

Открыл совещание Антон Гетта, Депутат Государственной Думы, координатор проекта ОНФ «За честные закупки», член Правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам».

В своем обращении к участникам спикер отметил, что Общероссийский народный фронт уже шесть лет участвует в мониторинге системы государственных закупок:

– Мы стараемся выявлять не только расточительства, с чего начинали в 2013 году, а вот уже на протяжении трех лет предлагаем конкретные решения и делаем это в разных форматах. Сегодня мы проводим рабочее совещание членов Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, на котором обсудим предложения по совершенствованию законодательства по такому направлению, как «Экспертиза и приемка товаров в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов».

На повестку вынесли судьбоносный вопрос для всей национальной контрактной системы – создание понятной структуры экспертизы принимаемых товаров и услуг.

Как было единодушно подмечено специалистами, присутствовавшими в зале, нормативная база по экспертизе госконтрактов на данный момент в России отсутствует как таковая. А это значит, что страна закупает, но никто не может проверить, что именно и какого это качества. В свете огромных средств, выделенных на нацпроекты, это печально. Исчерпывающее определение проблеме дал заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев:

– Какой смысл проводить жесткую конкурентную процедуру, если завершение контракта по ней остается бесконтрольным?

При этом Михаил Яковлевич акцентировал внимание совместной работе с Минфином России, Федеральным казначейством и парламентариями:

– Следует безотлагательно изложить концепцию норм обсуждения, перейдя от презентаций к конструктиву. Нам всем нужна конкретика. — заявил он.

По словам председателя правления Гильдии закупщиков Лидии Никифоровой, механизм экспертизы финальной части госконтрактов находится в зачаточном состоянии.

– Есть концептуальное представление о том, как это должно работать, но нет пилотной апробации, нет понимания, какие поправки в закон нужны, чтобы система приемки заработала в реальных полевых условиях, – констатировала Никифорова. – По сути, речь идет о создании института независимой экспертизы с нуля!

– Экспертиза по 44-ФЗ является структурной частью закона, однако на практике участники системы закупок ее не применяют, так как не обладают ни достаточными компетенциями, ни соответствующей материально-технической базой, – пояснил главный редактор сетевого издания «Цифровые Закупки» Павел Лисин.

Исходя из этого контекста, публике была презентована проектная модель системы экспертизы и приемки товаров, работ, услуг, разработанная Гильдией под условным названием «Приемка 2.0».

Павел Лисин продемонстрировал возможности концептуальной системы.

Модель основана на реальных архетипичных примерах из системы закупок, она оцифрована и предполагает внедрение вместе с мобильным приложением, интегрированным с ЕИС. Ее основополагающим принципом является то, что экспертиза должна быть независимой. Именно с такой трактовкой процессов приемки по госконтрактам выходила весной Федеральная антимонопольная служба. Правда, тогда в предложении ФАС было не очень понятно, как именно будет обеспечиваться независимость экспертизы.

В модели, которую сегодня представила Гильдия, этот вопрос получает понятные контуры. Экспертизу, предположительно, будут выполнять независимые инспекционные организации. При этом их стандартизацией и аккредитацией может заниматься специально созданный для этого федеральный орган – Росаккредитация.

Пока, увы, работа российских поставщиков с этим ведомством носит сугубо добровольный характер. В законе отсутствует пункт, обязывающий испытывать продукцию в лаборатории или проводить входную экспертизу поставляемых товаров, работ, услуг. Все понимают, к каким плачевным последствиям это приводит. По словам руководителя Федеральной службы по аккредитации Алексея Херсонцева, ведомство готово своими силами и опытом всесторонне поддержать инициативу «Приемка 2.0», так как видит в этом логическое продолжение реформы системы закупок. Росаккредитация готова разработать стандарты для разных видов продукции.

– Очень часто задаются вопросы по дипломированию...  А экспертиза при приёмке — это фактически требование 44- ФЗ, — подытожил Алексей Игоревич.

Самым болезненным препятствием для внедрения новой системы, по признанию всех экспертов, является вопрос ее финансового обеспечения.

Директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Татьяна Демидова высказала опасение, что внедрение предложенной системы ляжет финансовым бременем на бюджет.

– Все затраты в итоге всё равно всегда ложатся на бюджет, — озвучила спикер.

Кроме того Демидова отметила, что у системы аккредитации также есть слабые места.

– Правильное утверждение регламента и подготовка технического задания – это и есть необходимое начало, — напомнила Татьяна Павловна.

Возможно, этот вопрос удастся решить в форме государственно-частного партнерства, так как полностью перекладывать всю стоимость экспертизы на плечи поставщиков нецелесообразно. Именно пилотный проект должен показать оптимальный вариант финансирования экспертизы. По словам Михаила Евраева, систему предполагается внедрять поэтапно. Конечно, данные замечания регулятора будут учтены при разработке детальной концепции предлагаемого механизма.

При этом нет сомнений в том, что она будет востребована.

О том, что необходимость внедрения действенных механизмов приемки давно назрела, от лица предпринимательского сообщества заявил Андрей Садофьев, член правления крупнейшего объединения малого и среднего бизнеса страны «Опора России». По его словам, общедоступная система экспертизы исполнения контрактов, позволит снижать издержки.

–  Заходя на определенную закупку, поставщик всегда оценивает свои риски, и если это добросовестный поставщик, то зарабатывая на контракте, условно говоря, 100 рублей, он – 10 вложит в экспертизу, – заявил Андрей Садофьев. – Как минимум, благодаря этому удастся уйти от вопиющих и безобразных фальсификаций, когда продукция вообще никуда не годится. Когда, например, свежезакупленные перчатки, рвутся у врача на пальцах, как в мультфильме «Ну погоди». Новый товар – и сразу на выброс – врач вынужден брать следующую пару. Или, когда вам в клинике прямым текстом сообщают, что лучше самостоятельно приобрести иглы для шприцов в соседней аптеке, чтобы избежать неприятных болевых ощущений от укола низкосортным шприцем из больничной закупки. А ведь все это, сертифицированная продукция, к которой формальных претензий нет. В то же время, есть реальные крупные производители качественных товаров, готовые заплатить за экспертизу, чтобы пройти на рынок, – напомнил Андрей Александрович.

Таких поставщиков к работе над новой системой намерены привлекать на следующих совещаниях.

Своей оценкой представленной модели поделились представители регионов, работающих в системе закупок.

По словам председателя Комитета государственного заказа Вологодской области Александра Торопова, система крайне востребована – «максимальные потери государства происходят в процессе исполнения контрактов». Вологодская область нашла выход из-под вала фальсификата, организовав первичную приемку стратегически важных видов продукции через централизованный склад. Этот опыт вызвал интерес у заказчиков из других регионов. Проблема некачественной продукции носит тотальный характер и нуждается в срочном решении.

– Задержки в регионах не всегда связаны с коррупцией. Иногда это просто последствия низкого профессионального уровня и ощущения полной безответственности со стороны поставщиков. А результат всегда — плачевное падения качества, –  заявил Александр Александрович.

Заместитель руководителя Федерального казначейства Анна Катамадзе отметила неотвратимость предстоящих перемен в системе приемки товаров и услуг, назвав представленную инициативу «важной и нужной», т.к., по ее словам, приемка – это не системная работа, а профанация сегодня.

– Отсутствует государственное регулирование стадии исполнении контракта. В ФЗ-44 нужна глава о том, как закупщик будет осуществлять приемку, – подчеркнула Анна Теймуразовна.

Вместе с тем на пути нововведения она предположила и возникновение определенных трудностей, таких как отраслевая специфика, связанная с приемкой, конфиденциальность экспертов.

– Необходимо придумать механизм, который позволит избежать сговора поставщиков с экспертами, – сказала Катамадзе. – Мы уже находимся на этапе пилотирования системы оцифровки актов, но остаются трудности с экспертизой. Этот вопрос нужно решать в срочном порядке.

– Предложение очень своевременное и правильное, – заключил заместитель руководителя ФАС Михаил Евраев. – Система экспертизы и приемки будет защищать как заказчика, так и поставщика.

При этом Михаил Яковлевич призвал продумать механизм работы приемки для трех уровней закупок: муниципального, регионального и федерального.

Это станет задачей следующих проектных сессий и нулевых чтений по вопросу приемки. Сложную и важную тему предстоит еще много раз переосмыслить с учетом опыта регионов.

После того как «Приемка 2.0» получит апробацию в регионах и обретет более внятные юридические основания, Антон Гетта намерен внести в Государственную Думу идеи, изложенные на сегодняшнем совещании, в формате депутатского законопроекта.

– Я, как депутат и член Гильдии, обещаю, что мы сконструируем законопроект, который учтёт все требования и Гильдии, и регионов, и Минфина, и ФАС, и Казначейства, — подытожил совещание Антон Александрович.

Ещё по данной теме