Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Правильное раскрытие потребности заказчика – половина успеха в долгосрочных закупках

Квалифицированный заказчик - организатор кооперации
Правильное раскрытие потребности заказчика – половина успеха в долгосрочных закупках
Теги: #Инновации

Один из самых насущных вопросов для российской промышленности – это отсутствие производственных планов у заказчика, либо их слабая проработка. Его избыточная ориентированность на рынок готовой продукции.

Эта тема стала предметом одной из самых интересных дискуссий года на XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» на секции с говорящим названием «Знает ли промышленность, что нужно государству?»

Дмитрий Сытин, председатель Совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности корпораций и компаний с государственным участием:

– На ближайшие 6 лет перед страной стоит задача обеспечения технологического суверенитета. Все мы понимаем, что технологический суверенитет – это про создание нового. 15 апреля 2023 года вышло постановление Правительства РФ №603, в котором определены направления работы. Если внимательно его читать, то заметно, что на большинстве направлений локомотивами развития выступают именно компании с госучастием. С другой стороны, если посмотреть на систему государственных закупок (может быть, за исключением развивающегося механизма офсетных контрактов), то мы увидим, что закупки носят спотовый характер. Это закупка в годовом горизонте планирования. Что государство, что госкомпании стремятся покупать готовую продукцию. Но если мы сопоставим задачи технологического суверенитета и закупку готовой продукции, то возникает резонный вопрос: откуда ей взяться? Кто-то должен проинвестировать и создать ее…

По словам эксперта, одна из наиболее востребованных функция ТПП РФ – это поддержка стартапов бизнеса. При этом, когда защищаешь модель перед инвесторами ребром встает вопрос рынка сбыта. Нет рынка сбыта, значит – нет денег и нет развития.

– Мы изучили опыт зарубежных стран середины прошлого века. Каким образом развивались те самые технологические и кооперационные цепочки, которые часто любят приводить нам в пример. Это, например,  опыт корпораций Boeing, Toyota, других крупнейших производителей. У всех была «юбка» промышленной кооперации вокруг крупного заказа. 

Их опыт доказывает, что кооперация не рождается сама по себе: ее нужно организовывать и выстраивать. Чтобы это делать, придется заниматься нормированием и планированием, точным определением потребностей.

В связи с этим Торгово-промышленной палата РФ выступила на Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ» с блоком предложений по корректировке закупочного законодательства:

  1. Те закупки государства и госкомпаний, которые соответствуют направлениям технологического суверенитета, проводить среди отечественных производственных компаний. И на долгих срок (от трех лет).

– Это нужно для того, чтобы наши промышленные компании получили не годовой рынок сбыта и не разовую поставку, а достаточно длительный контракт и устойчивый спрос на конкурентной основе, – объяснил Дмитрий Сытин.

По состоянию на первое полугодие в Реестре российской промышленной продукции было зарегистрировано более 310 тыс. позиций от 4,6 тыс. отечественных производителей. Это при том, что далеко не все заявили о своей деятельности и готовности поставлять. Долгосрочные закупки и гарантированный спрос могут быть стимулом для российских компаний работать в Государственной информационной системе промышленности (ГИСП).

  1. ТПП РФ считает правильным рассмотреть возможность введения обязательств для компаний-победителей в долгосрочных контрактах, выстраивать цепочки субподрядных отношений. Таким образом можно задействовать в производственной кооперации субъекты МСП.
  2. Меры поддержки субъектов МСП необходимо дифференцировать: отделив производственные компании от всех остальных. Предлагается механизм спецторгов для МСП заменить механизмов спецторгов для производственных компаний. С тем, чтобы большая часть рынка закупок госкомпаний и госкорпораций была сосредоточена на промышленном секторе.

Предложения ТПП РФ нашли продолжение в Резолюции XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» в виде следующих рекомендаций.

  • Установить требования к использованию отечественной высокотехнологичной продукции для организаций с государственным участием и организаций-получателей государственной поддержки.
  • Сформировать условия для закупки инновационной и/или импортозамещающей продукции, в том числе созданной с использованием государственной поддержки.
  • Предложить инструменты стимулирования закупок российских товаров, осуществляемых организациями с долей участия государства менее 50%.

Региональный заказчик – организатор кооперации

В руках региональных властей сегодня сосредоточен значительный потенциал для организации программ промышленной кооперации. В идеале инновационная модель развития региона должна быть построена так, чтобы задействовать все промышленные мощности, расположенные на его территории.

Смекалин Александр Александрович, Директор «Ассоциации инновационных регионов России»

– Знает ли промышленность, что нужно государству? Скорее нет, чем да. Мы как ассоциация, в которую входит 18 субъектов РФ с развитой промышленностью, провели исследование, выделив порядка трех тысяч инновационных компаний. Это очень много. Поэтому на региональном уровне мы формируем меры поддержки и инфраструктуру, позволяющую бизнесу производить какую-то инновационную продукцию и кому-то ее продавать. Есть сектора B2B, где бизнес может сам сориентироваться; есть и сектора B2C. Однако, мы понимаем, что наш клиентский рынок не настолько развит, чтобы выступать заказчиком, способным обеспечить достаточный спрос. Но есть еще рынок B2G, на котором государство во все времена играло роль ведущего заказчика инноваций.

По словам эксперта, сейчас происходит процесс освоения внутреннего рынка инноваций развитыми регионами страны. Некоторые из них (в первую очередь, Москва) берут на себя организационные функции в заказе для инновационных компаний.

Государство способно и должно ставить задачи, для решения которых требуется конкретная наукоемкая продукция. При таком подходе, бизнес будет сам заказывать НИОКРы и инвестировать в развитие, поскольку сможет ориентироваться на понятные потребности заказчика (федерального, муниципального или корпоративного). Например, это могут быть задачи по развитию энергетики, экологии, сетей 5-G, транспортной доступности отдаленных территорий и многое, многое другое… Главное для заказчика – это научиться их формулировать и оформлять в виде долгосрочных потребностей.

– К сожалению, государство сегодня не способно выступить квалифицированным заказчиком инноваций, – отметил Смекалин. – Органы госзаказа не всегда могут сформулировать свою потребность в наукоемкой продукции, и не всегда могут выйти на заключение соответствующего контракта. Первый вопрос, что именно мы закупаем? Второй – как гарантировать бизнесу окупаемость, если инновационное решение, поставленное на поток, сработает.

Инновации требуют сертификации и стандартизации. Поэтому нужно предоставить регионам возможность создавать промышленные «песочницы» для проведения экспериментов. Однако компетенции по решению тех или иных проблем распределены по всем институтам страны. Они не локализованы в отдельно взятом регионе.

В Ассоциации инновационных регионов России предлагают решить проблему мобилизации профессиональных компетенций за счет информационных мощностей Минпромторга, например, путем дальнейшего развития ГИСП. Необходим инструмент, позволяющий региональным органам власти выгладывать свои запросы. С тем, чтобы научные и производственные коллективы всей страны могли экстерриториально браться за их решение. Там же можно демонстрировать успешные кейсы решения таких проблем. Проблемы субъектов РФ достаточно похожи, поэтому важно делиться кейсами и даже формировать вторичный рынок инновационных решений.

Автор: Андрей Троянский

30 сентября 2024, 17:35
358
Теги: #Инновации

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.