Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Практические подходы к реформе 223-ФЗ определят сами поставщики

Союз Профессиональных Поставщиков подготовил экспертно-аналитическую платформу для совершенствования законодательства
Практические подходы к реформе 223-ФЗ определят сами поставщики
Теги: #Гильдия

Союз Профессиональных Поставщиков (СПП) был сформирован больше года назад. За это время новая площадка успела привлечь в свои ряды специалистов из разных отраслей. У молодого делового сообщества амбициозные цели – стать платформой для выработки правоприменительной практики при реформировании 223 федерального закона. Об этом сообщается в официальном определении организации.

СПП «это деловое сообщество участников процесса закупок, созданное для совершенствования нормативной базы и закупочной деятельности в рамках закона № 223-ФЗ».

Сейчас в России достаточно много площадок, которые объединяют поставщиков корпоративного сектора по различным утилитарным интересам, однако задачу «влиять» на законодательство о закупках могут поставить себе не все. Для этого нужно обладать достаточным экспертным весом и научным потенциалом. У Союза профессиональных поставщиков такой опыт имеется. Объединение создано по инициативе крупнейшего профсоюза закупщиков страны – Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам, в которую входит более 800 членов из 76 регионов РФ. Эта экспертная машина также может быть задействована для совершенствования корпоративных закупок.

Перспективы развития организации, а также предложения нового делового сообщества были представлены в рамках вебинара.

– Очень часто бывает так, что правовые механизмы, которые изначально предполагались как эффективные, на практике оказываются бесполезными. Поясняет президент Союза Профессиональных Поставщиков Лидия Никифорова. – Поэтому для нас важно наладить обратную связь между теми, кто занимается теоретическими вопросами законодательства и теми, кто вынужден применять эти нормы на земле.

Известны примеры, когда одно и то же положение закона трактуется разными специалистами по-разному. Многие подзаконные акты (по сути – механизмы применения закона) вырабатываются поставщиками и заказчиками только на практике. Если в области действия 44-ФЗ такие правила уже устоялись, (т.е. существуют алгоритмы работы поставщика и заказчика, которые гарантированно страхуют стороны от ошибок), то сфера корпоративных закупок еще слабо зарегулирована и здесь такие алгоритмы у каждого свои. В свете предстоящей реформы 223-ФЗ важно собрать и проанализировать имеющуюся практику. На протяжение последних лет говорится о неизбежном сближении некоторых положений 44 и 223 федеральных законов, о выработке рамочных правил для госкомпаний и корпораций в таких парадигмах как импортозамещение, применение национальных квот, закупки у малого и среднего бизнеса и т.д.

– Для нас важно сформировать консолидированное мнение заказчиков и поставщиков корпоративного сектора, донести его до законодателей, – поясняет Лидия Никифорова. – В том числе и для того, чтобы отстоять свои профессиональные интересы.

Цели Союза Профессиональных Поставщиков

1.Формирование консолидированных позиций поставщиков и заказчиков по положениям и механизмам применения законодательства.

2.Совершенствование законодательства в сфере государственных и корпоративных закупок на основе правоприменительной практики.

3.Обмен лучшими решениями для взаимодействия между поставщиками и заказчиками.

4.Создание базы передовых технологий в закупках корпоративного сектора.

Опыт Гильдии поможет «распутать» нюансы 223-ФЗ

В Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам уже отработаны технологии работы с органами государственной власти, которые несомненно пригодятся и в совершенствовании закупочных процедур корпоративного сектора. Так, со стороны Гильдии в 2020 году подготовлено свыше 300 предложений. Причем, более 70% из них вошли в законодательные акты, остальные приняты в работу Государственной Думой.

– Таким образом, значительная доля принимаемого сейчас «оптимизационного» пакета изменений 44-ФЗ подготовлена именно Гильдией с учетом интересов наших заказчиков, – подчеркивает Лидия Никифорова.

Устоявшейся общепринятой практикой является обсуждение законодательных инициатив с Экспертно-консультативным советом ГД по совершенствованию антикоррупционного законодательства и с регулятором контрактной системы (Министерством финансов РФ).

– Нами достигнута предварительная договоренность о том, что орган Государственной Думы по такой же схеме будет работать и с предложениями «Союза Профессиональных Поставщиков». Мы рассчитываем, что влияние Союза на закупочную отрасль будет не меньшим, чем у Гильдии, – говорит Никифорова.

Одно из ноу-хау Гильдии это ежегодный «Рейтинг эффективности и прозрачности закупочных систем регионов РФ». Его итоги подводятся на протяжение пяти лет, причем Рейтинг превратился в постоянно действующий, абсолютно независимый инструмент повышения эффективности местных закупок, действующий на основе сложной объективной критериальной системы. Рейтинг невозможно подделать. Количество субъектов в нем постоянно растет. Опыт регионов-лидеров учитывается законодателями. Также в рамках 44-ФЗ создан Реестр передовых практик. Помимо презентации сюда входит полный пакет документов, необходимый для повторения и «клонирования» практики в других регионах (описание правоприменительного механизма, нормативные акты, принятые субъектом для того, чтобы эта практика могла работать; статистика использования практики).

– Я знаю, что в корпоративном секторе тоже есть желающие продемонстрировать свои  передовые позиции. У которых есть собственные достижения в сфере эффективной реализации контрактов, – уверена Никифорова.

В состав «Союза Профессиональных Поставщиков» приглашаются: государственные корпорации, федеральные унитарные предприятия, коммерческие организации, а также региональные и муниципальные органы, осуществляющие свою деятельность в рамках закона № 223-ФЗ.

Что дает членство в Союзе?

Информационная и нормативно-правовая поддержка. Участникам доступны актуальные нормативные отчетные, информационные материалы, которые пригодятся в практической работе.

Обеспечение взаимодействия с федеральными органами власти. Члены Союза получают возможность участия в форумах, конференциях, совещаниях, круглых столах, организуемых Государственной Думой, Советом Федерации, Минфином, Минэкономразвития, Федеральным казначейством.

Поддержка со стороны федеральных экспертов. Обеспечивается возможность рассмотрения на федеральном уровне коллективных предложений и поправок в нормативные документы и законодательные акты.

Структурировать и оцифровать

Союзом поставщиков были выявлены некоторые трудности, с которыми сталкиваются заказчики и поставщики, взаимодействуя в рамках 223-ФЗ.

Всего было выделено 6 групп ограничений:

  1. Большие временные и организационные затраты на взаимодействия с поставщиком.
  2. Обмен информацией в неструктурированном виде.
  3. Ограничения каналов коммуникации/взаимодействия (Компании используют те каналы, которые определены законодательством, в коммерческом сегменте таких каналов значительно больше, а их использование не противоречит закону).
  4. Недостаточно понятные/прозрачные требования заказчика. (Неясность требований ограничивает круг возможных поставщиков и негативно сказывается на конкуренции).
  5. Отсутствие дифференцированного подхода к различным типам поставщиков.
  6. Отсутствие актуальной структурированной оперативной информации.

Несмотря на видимую недорегулированность, в рамках 223-ФЗ существует значительно больше технических способов повысить эффективность закупок, чем в 44-ФЗ.

В первую очередь, это разнообразные способы цифровизации хозяйственной деятельности. Это формы бесшовной интеграции в бизнес-процессы заказчика, которые могут предложить электронные торговые площадки. Некоторые крупные корпорации реализовали на своих платформах личные кабинеты для поставщиков, где происходит взаимодействие практически по всем группам вопросов: от анализа рынка и квалификации до уточнения параметров договорной работы, размещение заказов, обмен счетами, претензионная работа и множество других функций. Чат-мессенджеры и чат-боты крупных корпораций могут быть подключены к системам поставщиков. В сфере корпоративных закупок широкое применение получили операторы ЭДО и EDI, в том числе и для проведение аудиторской работы для осуществления обмена юридически значимой информацией в электронном виде, без влияния человеческого фактора. Простая и удобная функция доступная заказчикам и поставщикам – это интегрированная электронная почта. Обмен информацией осуществляется в привязке к бизнес-процессам. Крупнейшие корпорации активно используют мобильные приложения для работы поставщика.

Также Союзом Профессиональных Поставщиков была выделена группа дополнительных  «политических» инструментов, позволяющих повысить эффективность закупки в рамках 223-ФЗ.

  1. Унификация требований к продукции (ГОСТ, стандарты, сертификаты и др.) Эти требования могут быть имплементированы в закупочный процесс.
  2. Квалификация поставщиков по категориям. Под конкретную категорию выставляются соответствующие требования в отрыве от конкретной закупки. Создаются пулы квалифицированных поставщиков, что значительно снижает трудозатраты заказчика при проведении закупки, на оценку их квалификации. Проводится проверка только вновь пришедших компаний. (Возможно также применение отборочных и оценочных критериев в процедуре закупки).
  3. Аудиты поставщика и производства (TQM, SCM и т.д. )
  4. Сегментация поставщиков, разная стратегия работы с разными поставщиками.
  5. Управление рисками и совместное планирование работы с поставщиком, в т.ч. в сфере внедрения инноваций и повышения качества производимой продукции.

Автор: Андрей Троянский

11 октября 2021, 20:06
275
Теги: #Гильдия
Ещё по данной теме