Производство техники для аграрного сектора и строительства – одно из перспективных направлений диверсификации для предприятий оборонного комплекса. К сожалению, даже ниша внутреннего рынка в РФ сегодня занята сельхозмашинами иностранных производителей. Это выглядит настоящим провалом на фоне СССР, который в 1970—1980-е годы экспортировал ежегодно порядка 40-50 тыс. тракторов на все континенты (причем, среди покупателей были не только развивающиеся государства, но и, например, такие как Франция, Канада, Финляндия). Тем не менее, возвращать утраченные позиции на этом поприще надо. В первую очередь, за счет потребностей собственной экономики.
Немного статистики. Так, по отдельным видам сельскохозяйственной техники доля российских компаний на внутреннем рынке РФ составляет от 0% до 15%: это машины для садоводства, техника для возделывания льна и конопли, тракторы мощностью 60-120 л.с., оборудование для животноводства и техника для мелиорации.
И все же на развалинах советского машиностроения еще можно мобилизовать определенные ресурсы для инженерной реконкисты. В первую очередь эти надежды связаны с предприятиями ОПК, сохранившими производственные цепочки и конструкторский потенциал. Этому была посвящена отдельная тема на форуме “Армия-2020”. Стратегиями сельхоз-машиностроительного реванша занимается Ассоциация «Росспецмаш».
Заместитель директора “Росспецмаш” Денис Максимкин подчеркивает, что российские производители все еще обладают компетенциями для производства широкого спектра техники и даже готовы существенно увеличить объемы производства “в случае необходимости”. Очевидно, что таким “случаем необходимости” сегодня и завтра может быть только государственный заказ и осмысленная государственная политика по формированию спроса на определенные виды продукции. Производители должны понимать, какая именно техника и в каких объемах будет востребована, например, в реализации национальных проектов.
В сегменте зерноуборочных комбайнов, кормоуборочных комбайнов, тракторов с мощностью двигателя более 300 л.с. с шарнирно-сочлененной рамой, прицепной и навесной техники отечественные заводы занимают лидирующие позиции на внутреннем рынке.
Еще одним перспективным направлением диверсификации является развитие отечественного производства комплектующих для специализированной техники, например, двигателей внутреннего сгорания (ДВС) мощностью до 100 кВт и от 400 до 600 кВт (доля таких импортных ДВС составляет более 90%). Необходимо создавать современные центры по выпуску КПП различных типов, элементов гидравлики и ряда других компонентов.
Именно на таких сегментах, которые критически зависят от импорта, следует сосредоточить свое внимание предприятиям ОПК в процессе диверсификации, считают эксперты.
В настоящее время Минпромторг России разрабатывает проект изменений в Постановлении № 719, который предусматривает к 2025—2026 гг. значительное увеличение доли отечественных компонентов при производстве специализированной техники в России.
В заключение приводятся обнадеживающие цифры. Так, по прогнозу Ассоциации «Росспецмаш», к 2030 году рынок комплектующих в России увеличится по сравнению с 2019 годом в 2,8 раза и превысит 400 млрд рублей. Учитывая курс страны на повышение уровня продовольственной и экономической безопасности, это очень перспективная ниша для новых отечественных игроков. Именно в эту нишу приглашаются для прорыва предприятия оборонного комплекса. Для них непременно найдется работа, при условии, если правительству хватит политической воли отсечь более дешевую продукцию из КНР, и просторов Евразийского союза, где может происходить ее “отверточная” сборка.
Автор: Андрей Троянский
Комментариев пока нет