Цифровые закупки 101000, Москва, Колпачный пер., дом 4, стр. 3 +7 (495) 215-53-74

Отечественной спецтехники не будет без отечественного спецзаказа

Место на внутреннем рынке зависит от умения организовать промышленную кооперацию, доступное финансирование и субсидированный спрос
Отечественной спецтехники не будет без отечественного спецзаказа
Теги: #Импортозамещение #Машиностроение #Производственная кооперация

В новой экономической реальности  даже самым продвинутым российским предприятиям приходится сбавлять обороты из-за высокой себестоимости производства, кредитного голода и стремительной экспансии китайского импорта на внутренний рынок.  

Россия кратно нарастила импорт оборудования и машин из КНР. Цифры в помощь: в 2023 году отечественное производство спецтехники выросло на 6-8%, а импорт – от 16% до 50%. Это значит, что освобождающиеся после ухода недружественных поставщиков ниши в два-три раза быстрее отечественных производителей занимает Китай и продукция, поставляемая по параллельному импорту. Как правило, у отверточных сборок более развитые сервисные и финансовые условия сбыта: более мягкие лизинговые программы. Высокая серийность (а значит более низкая себестоимость) производства позволяет им выигрывать у российского поставщика в ценовой конкуренции.

Объективная картина сбыта от президента Ассоциации «Росспецмаш», члена Бюро правления Союза машиностроителей России Константина Бабкина:

– В настоящее время российские машиностроители поставляют на внутренний рынок примерно 60% сельхозтехники, и поэтому здесь есть существенное пространство для импорта. Причем особенно это касается небольших тракторов. Специальная техника для плодоводства, для тепличного хозяйства – это в основном импорт. И нашим производителям тут не всегда удается быть конкурентоспособными. По пищевому оборудованию Россия занимает примерно 40% собственного рынка. В сегменте строительно-дорожной техники ситуация хуже – там порядка 5% участия российских производителей на внутреннем рынке.

По данным «Росспецмаш», в первом полугодии импорт спецтехники вырос на 76%. Примечательно, что такой показатель обеспечила дешевая китайская техника. От промышленников поступают недобрые сигналы. Так, крупнейший производитель сельскохозяйственной техники «Ростсельмаш» в 2023 году существенно сократил программу производства комбайнов из-за низкого спроса. Вместо запланированных 5800 комбайнов на год, будет выпущено 5300. На ситуацию влияет не только невысокий оптимизм аграриев, но и аппетиты металлургической отрасли, которая компенсирует свои убытки повышением цен на внутреннем рынке. Все большее влияние оказывает китайский фактор. В частности – возможность применять китайские тракторы в связке с российским навесным оборудованием. Это выглядит интересным и перспективным только на первый взгляд. У такой международной кооперации есть и обратная сторона медали, которая оставит не у дел сотни единиц российских и белорусских машин. И речь, в данном случае идет уже не только о сугубо российских полях. Агрегация навесных погрузчиков с китайскими марками тракторов – означает также их массовый «реэкспорт» в Среднюю Азию: в Киргизию, Узбекистан и Казахстан.

Машиностроители предложили правительству применить ряд сдерживающих инструментов, которые позволят, если не выровнять ситуацию, то хотя бы сохранить за российскими предприятиями долю внутреннего рынка.  

  • Увеличить ставки утилизационного сбора;
  • Обязать отечественных производителей достигать конкретных целевых показателей по наращиванию объемов производства;
  • Допускать к участию в закупках ограниченное количество иностранных поставщиков (не больше одного-двух на каждый вид спецтехники).

Второй пункт позволит самому правительству объективно оценить и нормировать потребность российского рынка. Что, в свою очередь, даст промышленности возможность строить объективные производственные планы, закладывая в работу издержки и риски.

Огромную, если не решающую, роль в судьбе всей отрасли играет гарантированный долгосрочный заказ. Такие программы возможны как часть внутренней политики госкомпаний и госкорпораций. Эта тема фигурировала на недавней выставке «СТРОЙДОРЭКСПО 2023», где прошло заседание межведомственной рабочей группы по вопросам импортозамещения в сфере закупок строительно-дорожной и коммунальной техники и расширения номенклатуры спецтехники, производимой в РФ. В новой позитивной ипостаси крупнейшего корпоративного заказчика русских машин предстал «Газпром». Корпорация осуществляет укладку газопроводов и многочисленные ремонтные работы во множестве проектов национального масштаба, где используются квазигосударственные средства и, в том числе бюджетные инвестиции. Совершенно логично требовать от субъектов 223-ФЗ закупок российского оборудования и материалов. На это направлен законопроект по внедрению нацрежима в 223-ФЗ, который может быть принят в октябре. Сейчас документ находится на доработке у Минфина и Минпромторга. Не дожидаясь кнутов и пряников от правительства в крупнейшей корпорации страны решили работать на опережение.

Альберт Каримов, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации:

– «На сегодняшний день проведена большая работа по налаживанию взаимодействия между Минпромторгом России, ПАО «Газпром» и отечественными машиностроителями. Ключевая задача нашего сотрудничества на период до 2030 года – максимально обеспечить потребности ПАО «Газпром» в технике, соответствующей всем заявленным требованиям покупателей в части технических характеристик, оснащения опциями безопасности и комфорта. Отмечу, что ПАО «Газпром» уже активно закупает российскую технику, а отечественная промышленность готова к дальнейшему наращиванию объёмов производства».

Виталий Маркелов, заместитель председателя Правления ПАО «Газпром»:

– По итогам закупки строительно-дорожной техники в 2021—2023 годах компанией приобретено 100 % бульдозеров, 99 % трубоукладчиков и 73 % гусеничных экскаваторов отечественного производства.

Пример «Газпрома» показывает, что имея такой организационный и финансовый ресурсы, можно не только закупать готовое оборудование, но организовать промышленную кооперацию для выпуска новых машин под собственные задачи. Успешный опыт – создание на базе бульдозера ДСТ-Урал мульчерной установки, а также доработка по рекомендациям дочерних обществ «Газпрома» трубоукладчика ТГ-511. В настоящее время компания совместно с отечественными производителями ведет работу по созданию автомобильного крана грузоподъемностью 100 т.

С точки зрения конструкторских возможностей и качественного усовершенствования модельного ряда российская спецтехника также не стоит на месте. Причем речь идет не только о навесном оборудовании, роботизации использовании цифровых систем…

Есть хорошие новости и по профильному двигателестроению. В этом году, участник Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ» Ярославский моторный завод (ЯМЗ) представил целую линейку серийных дизельных двигателей, а на недавно прошедшей отраслевой выставке «Комтранс»предприятие впервые показало новый двигатель ЯМЗ-770 мощностью до 620 л.с. Рядная «шестёрка» имеет рабочий объём 12,4 л, при этом в линейке будет несколько модификаций мощностью от 350 до 620 л.с. Это очень востребованный и долгожданный агрегат, подходящий и для обычных магистральных грузовиков, и для тяжёлой строительной техники, а также для катеров и танков. С 2025 года в рамках локализации двигатель ЯМЗ намерены устанавливать в новые тягачи Горьковского завода «Валдай 45» (полностью отверточная копия китайского грузовика «Фотон»). Интересно, что подходящие коробки передач для этих машин заблаговременно «затрофеили» у немцев посредством реверсивного инжиниринга на «Камазе» в Набережных Челнах. А вот дойдет ли до реальной локализации комплектующих – это еще большой вопрос. Ведь у китайских партнеров тоже есть свои интересы, которые пока ничем не ограничиваются.

Ростовский «Ростсельмаш» освоил выпуск универсальных кормоуборочных комбайнов F 1500, полностью из отечественных комплектующих. Способен заготавливать любые виды кормовых культур, а значит – подходит для работы в большей части регионов России.

Даже кратковременный период развития показывает, что технические возможности и замещающие решения  у российской промышленности есть. Важно сохранить набранный темп и мотивацию бизнеса. Трудно это сделать в условиях, когда первый инвестиционный цикл закончен, а внутренний рынок беспрепятственно отдан под разбор дружественным корпорациям из Азии.

Автор: Андрей Троянский

20 сентября 2023, 17:43
485
Теги: #Импортозамещение #Машиностроение #Производственная кооперация

Комментариев пока нет

Обсуждение закрыто.