Вся матчасть научных закупок состоит из уникального не серийного оборудования и уникальных исследований, уникальных методов документирования. Однако, значительная доля закупок НИОКР, оборудования и материалов подчиняется жестким формальным требованиям 44-ФЗ. Возникает диссонанс, который нередко ставит заказчиков и поставщиков в неудобное положение.
Никто, лучше, чем ученый, непосредственно проводящий исследования, не может знать, какой ему требуется прибор для фиксации тех или иных исследований, для решения конкретной нетривиальной задачи. До 90% закупок НИОКР касаются именно таких нестандартных задач, а значит – не поддаются унификации и стандартизации. Все усложняется ограничениями госфинансирования и требованиями по эффективному расходованию средств, которые применяются в любой госпрограмме.
На XIX Всероссийском Форуме-выставке «ГОСЗАКАЗ», который проходил в мае в Сколково, состоялась яркая профессиональная дискуссия по этой теме. Проблематика наукоемких закупок была детально разобрана в презентации контрольного управления Новосибирской области, представленной в ходе открытого заседания Совета регионов, организованного Союзом закупщиков России.
Прозвучала резонная идея: вынести все виды научных закупок, которые не поддаются унификации в область отдельного правового регулирования и контроля. По мнению довольно большой группы профессионалов, принявших участие в Форуме, это не станет угрозой для конкуренции, поскольку исполнитель в научном проекте и так связан по рукам ответственностью за результативность эксперимента.
Наука – это движущая сила для экономики, особенно в таких регионах как Новосибирская область. Как рассказала начальник контрольного управления Новосибирской области Светлана Шарпф, один из ключевых научных институтов Новосибирска находится на полной самоокупаемости, то есть вообще не получает средств из госбюджета. Он разрабатывает настолько уникальные виды оборудования, что доход от его деятельности позволяет развиваться на полученные от его внедрения средства. Конечно, такие условия рынка касаются далеко не всех научных организаций. Тем не менее, под воздействием внешних условий и антироссийских санкций перед ними открылся коридор возможностей. Многие государственные и корпоративные заказчики сейчас нуждаются в импортозамещенных технологических решениях. Эти обстоятельства важно использовать для развития отечественной науки, для загрузки институтов и лабораторий новыми заказами.
Светлана Шарпф, начальник контрольного управления Новосибирской области:
– Мы тему импортозамещения и импортозависимости российских компаний несколько раз поднимали на уровне ФАС России. И нас услышали. Самое значительное предложение наших коллег от научного блока касалось наукоемких закупок у единственного поставщика.
По словам эксперта, предложения Новосибирской области прорабатывались совместно с МГУ им. Ломоносова.
– Замечательно, что начала работать норма по котировкам. За двухлетний период она стала палочкой-выручалочкой. Закупаются реагенты, программное обеспечение, оптическое оборудование (все, что требуется в срочном порядке). Но есть некоторые уникальные виды продукции, которые нужны в единичном экземпляре. В таком случае такое оборудование стремятся закупить напрямую у производителя по индивидуальному заказу. Очевидно, что такие «штучные» заказы не формируют высокий спрос. Поэтому здесь нельзя использовать сложившиеся механизмы: специальные инвестиционные контракты или офсетные контракты. Что-то одно надо попробовать (в целях научного эксперимента), с пониманием, что оно может «не взлететь». В этой связи мы предлагаем расшить статью 93, дополнив ее еще одним подпунктом: «Предоставить возможность государственным организациям высшего образования и государственным научным организациям – возможность закупок научного оборудования (по перечню, который утверждается Минобрнауки высшего образования». Предоставить это право, но по ограниченному списку, – пояснила Светлана Шарпф.
По мнению эксперта, такая мера не будет иметь негативных последствий для конкуренции, поскольку все процессы и проекты, реализуемые в науке все равно происходят с одобрения соответствующего учредителя.
Сфера научных исследований – это оперативные направления, обозначенные государством, на которые выделены определенные ресурсы. ТЗ для обеспечения успеха на этих оперативных направлениях изначально закладывается на уровне федерального стратегического планирования. Сначала защищается грант (как правило, в двухгодичном периоде), если за первый год соискатель не достигает запланированных результатов, он рискует лишиться второй части средств. По словам Светланы Шарпф, это двухэтапная контролируемая история.
Еще одним фактором, серьезно усложнившим конъюнктуру закупок в научной отрасли, стал параллельный импорт. – Очень часто нам требуется, чтобы такие закупки были не видны. Чтобы часть закупок по параллельному импорту могла уйти в закрытый контур по 44-ФЗ.
Новосибирск предлагает дополнить статью 103 Федерального закона положением о «закрытом контуре».
– При этом, мы бы хотели чтобы вторая часть статьи 93 была доработана таким образом, чтобы заказчик в обязательном порядке уведомлял контролирующий орган о проведении подобной закупки. С тем, чтобы закрытый процесс все равно оставался подконтрольным.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются заказчики в научной сфере при закупках индивидуального оборудования – это высокие требования к авансированию. Постановление, которым мы пользуемся (предполагает авансирование до 50%) распространяется на федеральные научные учреждения. Мы их не можем регулировать со своего регионального уровня: хотя мы могли бы для таких заказчиков создать более комфортные условия. Подразумевается всего 50%, хотя, зачастую, не хватает даже 70% аванса.
Блок предложений Контрольного управления Новосибирской области по реформированию нормативной базы закупок научных организаций вошел в резолюцию XIX Всероссийского Форума-выставки «ГОСЗАКАЗ».
8.10. В целях нивелирования санкционного давления в области наукоемких отраслей:
- предоставить возможность закупки у единственного поставщика учреждениям науки по специальному перечню, утвержденному Минобрнауки России;
- ввести нормы, позволяющие обеспечить «анонимность» для параллельного импорта товаров с распространением механизма уведомления контрольного органа по факту заключения такого контракта;
- предоставить возможность учреждениям науки заключать контракты (договоры) с авансом до 100%.
– Возможность едпоставщика по перечню, который будет ограничиваться учредителем; возможность «прикрыть» того, кто с нами сотрудничает по параллельному импорту. Не секрет, что некоторые компании, работающие на международном рынке, даже отказываются участвовать в ряде закупок, опасаясь санкций. У нас очень много таких отказов.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что формулировки, предложенные Новосибирском, являются универсальным описанием проблематики, которая сегодня «накрыла» всю отечественную науку. Это проблемы федерального характера. Однако варианты их решения можно имплементировать из 223-ФЗ.
Видением ситуации поделился представитель крупнейшего корпоративного заказчика ПАО «Ростелеком». По словам Татьяны Карасевой, директора по закупкам ПАО «Ростелеком», в рамках 223-ФЗ осуществление закупок НИОКР происходит значительно проще. Она отметила, что создание реестра более целесообразно в виде открытого перечня с описанием объектов закупки. Однако для такого рода корректировок, потребуется менять нормы 44-ФЗ. В то время, как формат закрытого перечня уже используется в госзакупках в порядке исключения для определенных заказчиков военного профиля.
Также в Ростелекоме, предостерегли от злоупотребления практикой закупок у единственного поставщика, поскольку она неизбежно влечет за собой проблемы с прозрачностью ценообразования. Когда производитель осознает свое монопольное положение, он может выдвинуть неадекватные расчеты НМЦК, от которых не спасут даже жесткие рамочные условия 44 Федерального закона.
Одно из рациональных предложений, прозвучавших на Форуме – задействовать федеральное учреждение «Центр Просветительских инициатив», в полномочиях которого согласование технических заданий для регионов. На данный момент география проектов этой организации охватывает 89 регионов. Через Центр можно выявить перечень научного оборудования, с тем, чтобы вывести его в отдельную группу закупок.
Комментариев пока нет